Живет на селе краевед

Лучше раз увидеть.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Лучше раз увидеть…

Главное увлечение у Ахметзии Галиевича Муратшина, жителя села Старые Киязлы Аксубаевского района, – это школьный музей. Такой богатый, какой не в каждой городской школе сыщешь. В 1967 году Муратшин заочно окончил Казанский госуниверситет, работал учителем в Старокиязлинской школе. В 1981 году ему предложили возглавить школу. Как оказалось, на 18 лет.


Он был замечательным директором. Не случайно в 1997 году Ахметзию Галиевича наградили в Москве специальным дипломом.


В самом конце 90-х годов Муратшин передал ответственный директорский пост другому, но из школы не ушел. Продолжает вести уроки арабского языка и параллельно заведует школьным музеем. Это его любимое детище. С 1986 года музей имеет статус краеведческого. Говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто – услышать. Давайте заглянем в музей.


В конце длинного коридора на первом этаже школы есть дверь, открыв которую вы попадете в далекое прошлое. Здесь на полках и витринах аккуратно разложены старинные предметы быта, одежды, орудия труда. Их любовно собирали и учителя, и ученики, и их родители, и все жители села Старые Киязлы.


Сабан – булгарский плуг с металлическими лемехами, плетеная борона, тубан – лубяная корзина (сеятель вешал ее на плечо, разбрасывая семена по полю), коса-литовка (такими в старые времена косили горох, гречиху, овес), цеп для молотьбы, кибен – так раньше сушили снопы, складывая их пирамидками и зажигая внутри огонь, деревянные вилы, ручная мельница…


Особая гордость музея – старинный ткацкий станок. Между прочим, в рабочем состоянии, хоть сейчас принимайся ткать полотно. Еще одна диковинка – ручная пилорама в натуральную величину. Ее сделали по старым эскизам специально для музея. Забирайся наверх, хватай пилу – и вжик-вжик по бревну, полетят опилки! Ручная распиловка была весьма распространенным промыслом в Старых Киязлах. Ведь кругом был лес. Еще в советские времена несколько старокиязлинских мастеров-пильщиков работали на такой ручной пилораме. Заказов у них было много – электричество (а значит, и первая электрическая пилорама) в Старых Киязлах появилось лишь в начале 60-х годов.


Есть в музее еще один необычный кусочек старины – уголок крестьянской избы с печью. В старые времена среди крестьян Аксубаевского района было немало умелых печников, которых приглашали в дома класть печи. Особыми мастерами по печам слыли жители Старых Киязлов.


Представлена здесь и нехитрая крестьянская домашняя утварь: самовары, утюги, глиняная посуда. Особенно хороши горшки и кувшины – ими на всю округу славились гончары из соседней русской деревни Большая Кулаковка (теперь ее уже нет). Молоко в таких сосудах долго не прокисало и было холодным даже в жаркую погоду.


Хранится в музее и старинная кадушка для засолки огурцов и капусты – ей от роду более 150 лет. Кстати, бондарный промысел в этих местах был весьма распространен. По количеству мастеров-бондарей Среднее Поволжье занимало первое место в дореволюционной России.


В музее Старокиязлинской школы хранится и небольшой деревянный портфель-чемодан. В 30-е годы с этим модным по тем временам и удобным вместилищем бумаг и документов гордо расхаживал по деревне один из представителей местной власти (сейчас уже трудно сказать, кто именно).


Наконец, нельзя не заметить на музейной полке россыпь лаптей из липового лыка – некогда популярной крестьянской обувки. Практически каждая семья занималась плетением лаптей. Ахметзия Галиевич Муратшин сам в таких лаптях ходил в школу еще в 1953 году.


Помним вас, фронтовики

Любовь к истории родного края, к краеведению зрела в Муратшине исподволь. Возможно, начало этому было положено еще в раннем детстве. Ахметзия Муратшин рос без отца, который погиб на фронте Великой Отечественной войны.


В апреле 1945 года там же сложил голову и старший брат Ахметзии – Ахмадулла. Это была последняя похоронка в селе, и она пришла в семью Муратшиных уже после Победы. Тогда и появилось у подростка желание узнать: а кто же первым из их деревни ушел на фронт, сколько вообще людей отправилось воевать, кто из них вернулся обратно, а кто погиб?


Но целенаправленно поисковой деятельностью Ахметзия Галиевич занялся уже в довольно зрелом возрасте. Общаясь со старыми людьми, слушая их рассказы о былой жизни, Ахметзия Галиевич понял, что надо, не откладывая, записать их воспоминания, потому что старики умирают, а вместе с ними безвозвратно уходит в небытие старая жизнь. А ведь без прошлого, без тянущихся из вчерашнего дня нитей памяти не может быть настоящего и будущего.


В канун 55-летия Победы Муратшин решил выпустить в Старых Киязлах собственную Книгу Памяти (она увидела свет в 2000 году). Работа по ее написанию и оформлению оказалась кропотливой и трудоемкой. 450 старокиязлинцев приняли участие в Великой Отечественной войне. Сколько чердаков и подвалов пришлось облазить в поиске старых писем, фотографий и других документов самому Ахметзие Галиевичу! Ведь в Книге Памяти предполагались не только список, но и биографии земляков.


Основная часть работы выпала на долю Муратшина, который подолгу засиживался вечерами, правя тексты, печатая их на машинке. При сборе данных обнаружилось немало интересных фактов. Например, такой. Как известно, высшей награды СССР – ордена Ленина и звания Героя Советского Союза за подвиг во время Великой Отечественной войны был удостоен (посмертно) уроженец деревни Русская Киреметь Филипп Мазилин. Имя Героя носит одна из улиц в современном Аксубаеве. Когда киязлинцы собирали данные о своем земляке Шамсутдине Мингазове и вели переписку с краеведами Белоруссии, то выяснилось, что Шамсутдин воевал в Белоруссии вместе с Филиппом Мазилиным. Филипп погиб 1 марта, совершив подвиг. Мингазов пережил его всего на день, 2 марта старокиязлинец также сложил голову на белорусской земле.


Ахметзия Галиевич оформляет в альбоме, посвященном Великой Отечественной войне, и главу о местных тружениках тыла. Таковых набралось более 500 человек, 370 из них награждены медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. Работа в полном разгаре, записаны многие биографии, отобраны фотографии.


Есть у Ахметзии Галиевича задумка – создать альбом, посвященный учителям, когда-либо работавшим в Старокиязлинской школе. Таких за все время набирается 250 человек. Самое почетное место в этом альбоме займет, безусловно, рассказ о первом учителе – Зые Сафиулловиче Туктарове.


Неслучайно увлечение Ахметзии Галиевича арабским языком – многие старые документы, которые ему пришлось изучать и привлекать к делу в процессе создания музея, были написаны по-арабски. Постепенно Муратшин так хорошо изучил арабский язык, что стал преподавать его в школе на правах факультатива, и до сих пор преподает.


Один из необычных экспонатов музея – датированные 1937 годом и сброшюрованные в книгу тетради ученика


7-го класса Госмана Шайдуллина. Спросите, что в них необычного? О, эти тетрадки надо увидеть, подержать их в руках! Это своего рода совершенство, эталон примерного чистописания, аккуратнейшего черчения и незаурядного рисования. Недаром на полях одни пятерки. И почти все задания школьник выполнял карандашами и обычными чернилами – ни шариковых авторучек, ни фломастеров, ни ярких маркеров в ту пору еще не изобрели. Лучший ученик Старокиязлинской школы Госман Шайдуллин в 1938 году неоднократно участвовал в районных олимпиадах и всегда занимал призовые места. Был он также активным участником художественной самодеятельности.


После окончания школы Шайдуллин, получив специальность бухгалтера, стал работать в родном колхозе. В 1942 году ушел на фронт, воевал под Мурманском, затем освобождал Тулу, Орел, Великие Луки… После тяжелой контузии в марте 1945 года вернулся домой, в Старые Киязлы. Затем 30 лет проработал в колхозе.


На снимке: вручается подарок лучшему руководителю школьного музея Ахметзие Муратшину.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще