Представляете, всю войну провести на передовой и ни разу, ну ни разочка не то что какой-нибудь раны – царапины не заполучить. Такое, наверное, бывает только в сказках о заговоренных, ангелами-хранителями оберегаемых добрых молодцах да красных девицах…
Но сестры участника Великой Отечественной войны, жителя Советского района Казани Хамита Абдрахмановича Кашапова считают, что сказочный сюжет при определенных обстоятельствах способен и в жизненную канву вплестись. Всю войну мама заставляла их, малолетних девчонок, молиться за старшего брата. И желать ему, как говорится, если смерти – то мгновенной, если раны – небольшой. И молились, прося Всевышнего защитить и спасти их единственного брата.
И вот он вернулся: здоровый, красивый, с орденами и медалями на груди. Подбросил вверх маленькую Фариду, а пять других сестренок радостно прижались к его начищенным до блеска сапогам. Тем самым, в которых он чеканил шаг по Красной площади на Параде Победы.
Сколько стоит парадный шаг?
В июньские дни 45-го года полк Хамита Кашапова дислоцировался в Латвии, где-то под Лиепаей. Все ждали “дембеля” и мечтали о доме. А тут прокатился слух, что в Москве должен состояться парад Победы. Отбирать участников будет сам командир Чистяков. И вот выстроили на площади человек 600, начали отбор. Генерал только рукой указывал: налево (значит, подходят), направо (нет). А у Кашапова в эти дни, как назло, фурункулы по всему телу полезли. Ослабел солдат на фронте, но признаться в болезни – значит потерять возможность победно пройти по Красной площади.
И Хамит обмотался полотенцем, натянул гимнастерку, подпоясался ремнем. Выдюжу! Не такое на войне терпеть приходилось.
Ну как можно было забраковать статного, под метр девяносто, красавца татарина? А что под гимнастеркой чирьи – никто и не узнал…
Счастливчикам выдали новую форму, погрузили их на машины и повезли в штаб Ленинградского фронта. Опять беспощадная строевая подготовка. Семь потов пришлось пролить – учили парадному шагу. А еще каждому солдату сшили особую, очень красивую форму.
…Рассказывая все это спустя много лет, Хамит Абдрахманович показал портрет бравого сержанта.
– Это я, узнаете? Вот такая была форма, единая для всех участников праздничного парада. По особому заказу шили. 24 июня 1945 года в Москву съехались, можно сказать, сливки всех десяти фронтов. Перед этим мы два дня маршировали на Внуковском аэродроме. А сам парад проходил на Красной площади, перед мавзолеем Ленина. Командовал парадом маршал Рокоссовский, сидя на прекрасном черном коне, а принимал парад маршал Жуков на ослепительно белом коне.
Мне повезло, я стоял в строю первым в пятом ряду, как раз напротив мавзолея. Хорошо видел находившихся на трибуне Сталина, Ворошилова, Буденного, Калинина. Помню, проходили мы мимо, чеканя шаг, вытягивая носки ног параллельно брусчатке. А Сталин в этот момент наклонился к Калинину и что-то ему сказал. Что именно? Потом нам передали, что Сталину понравилось, как мы маршировали.
Как солдат стал торговым работником
Демобилизовался Кашапов летом 1946 года. Намеревался совершенствоваться как связист, но пришлось ему пойти по торговой линии.
Едва Хамит успел вернуться, как трагически погибли две его сестры. Одна из них заведовала продуктовым ларьком при тресте “Каздорстрой”, выдавала хлеб по карточкам. И Хамита Абдрахмановича буквально заставили заменить погибшую сестру – в интересах дела, чтобы не проводить ревизию, не оставлять несколько сот человек без хлеба.
Кашапов поступил в заочный техникум советской торговли в Казани, получил специальность товароведа по продовольственным товарам. Затем окончил институт торговли по специальности “экономист” и, наконец, Ленинградскую высшую торговую школу.
В Советском районе Казани не было, пожалуй, ни одного магазина, в котором не пришлось бы поработать Хамиту Абдрахмановичу. С 1969-го по 1981 год он возглавлял райпищеторг. Кашапова всегда посылали в самые трудные коллективы, и везде он наводил порядок.
Про него в свое время ходили легенды. Он даже стакан газированной воды “за просто так” не позволял себе выпить. Угостят – обязательно оставит на столе три копейки. И подарки не принимал. Даже к 23 февраля.
А сколько сделал Хамит Абдрахманович для развития материально-технической базы в районе! Это с легкой руки Кашапова в нескольких поселках Советского района были снесены все ветхие деревянные магазины, а на их месте за счет средств промышленных предприятий построены новые современные здания.
В районе мясокомбината, на улице Аделя Кутуя, построили целую продовольственную базу – с холодильником на 100 тонн и с продовольственными складами. К базе потом подвели железнодорожную ветку. А на улице Сибирский тракт, опять-таки по инициативе и под руководством Хамита Кашапова, было открыто кондитерское производство по выпуску тортов и пирожных. За ними, помнится, очереди с ночи выстраивались.
Стали сестры дочками
Дверь уютной квартиры на улице Гвардейской открыл высокий улыбающийся человек в тюбетейке.
Хамит Абдрахманович тут же познакомил меня со своей супругой Разией-апой и двумя сестрами: Фаридой и Гулязахирой. Сестры пришли в гости и очень обрадовались корреспонденту. Наперебой стали рассказывать о самом лучшем на свете старшем брате, которого они почитают, как отца.
После войны он и его жена Разия, по сути, стали вторыми родителями для сестер Кашаповых, которые буквально дневали и ночевали в семье брата.
Сестры давно выросли, стали уже бабушками. А все равно с почитанием и трепетом, как к отцу, относятся к старшему брату. Когда приходят к нему в гости, словно возвращаются в далекое послевоенное время, когда они были маленькими и смешными девчонками, а брат их воспитывал и учил уму-разуму.
Сколько воды утекло с той поры, жизнь вроде движется под занавес. Но, как поет Вахтанг Кикабидзе, мои года – мое богатство. Хамит Абдрахманович не унывает: от души хохочет над глупостями наших политиков, по-отечески поучает своих сестер, с удовольствием путешествует (вот в Мекке побывал), ходит по рынкам в поисках дешевых продуктов. А по вечерам играет с женой Разией-ханым в шашки.
Оксана ВОЛОШИНА.