В последнее десятилетие слово “реформирование” является, пожалуй, самым популярным в лексиконе государственной и хозяйствующей элиты страны. Сейчас подали голос энергетики: мол, без экстренных реформ отрасль зачахнет. “С перекрестным субсидированием пора кончать,” – такова идея статьи, опубликованной в “Республике Татарстан” 17 октября. Хватит дарить энергию зажиточным гражданам, а потери компенсировать за счет взимания завышенной платы с промышленных предприятий. Пора, наконец, переходить к экономически обоснованным тарифам. И адресному жилищно-коммунальному субсидированию малообеспеченных семей, включающему в себя субсидии по теплу и электроэнергии. “Если реформа в энергетике синхронизируется с реформой в ЖКХ, – пишет автор публикации, – то, как говорится, слава Богу”, в противном случае “надо отрывать энергетический вагон от всего жилищно-коммунального поезда и пускать впереди паровоза”.
Но, похоже, жилищники не намерены отставать. Еще летом Правительство России утвердило условия участия субъектов Федерации в проведении в 2002-2003 годах эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ. Центр посчитал, что Татарстан вполне удовлетворяет предъявляемым регионам требованиям: соблюдает стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, имеет на своей территории банки, которые могут быть привлечены к участию в эксперименте, и так далее. И правительственная комиссия по жилищной политике, руководимая вице-премьером РФ Виктором Христенко, внесла республику в списки экспериментаторов.
Что же все-таки нас ожидает в обозримом будущем? В каком направлении развивается тарифная политика? И главный вопрос, который волнует обывателя: когда нас переведут на стопроцентную оплату ЖК-услуг? Об этом наш разговор с заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Раузилом ХАЗИЕВЫМ.
– Для начала хотелось бы отметить, что проект программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Татарстана на 2002-2010 годы, разработанный комиссией Минстройархжилкомхоза с привлечением заинтересованных структур и обсуждаемый сегодня на всех уровнях, по основным принципам соответствует аналогичной российской программе, – говорит Раузил Магсумянович. – Но в части предоставления населению жилищно-коммунальных субсидий наши подходы отличаются.
До сих пор основой экономических отношений в данном секторе экономики является система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. А основной получатель ЖК-услуг – население – непосредственно оплачивает меньше половины расходов на содержание этой сферы. Размер дотаций определяется отдельно для каждого города и района. Как правило, бюджетные средства выделяются нестабильно, денег хронически не хватает, поэтому предприятия жилищно-коммунальной отрасли пребывают в долгах, как в шелках. То есть дотирование невыгодно прежде всего для самих ЖК-структур.
Предлагается коренным образом изменить систему текущего финансирования организаций жилищно-коммунальной сферы. Основной идеей экономической модели реформ является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми сегодня на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Хотим мы того или нет, но общество разделилось на бедных и богатых. Пока ЖКХ дотируется, удешевлением жилищно-коммунальных услуг пользуются все жильцы, независимо от их благосостояния. Человек имеет в собственности несколько квартир и коттеджей, а государство, тем не менее, его материально поддерживает – из своей казны покрывает расходы, связанные с потреблением состоятельным господином воды, тепла и прочего. А уж поверьте, пользуется он этими благами на всю катушку. И, по сути, забирает у бюджета в десятки раз больше средств, чем малообеспеченная семья.
Так что от обезличенного дотирования отрасли переходим к адресному субсидированию населения.
– Какие показатели будут учитываться при предоставлении населению субсидий?
– Размеры субсидий будут рассчитываться, исходя из совокупного дохода семьи и с учетом определенных стандартов, которые должны быть приняты в республике. То есть квартиросъемщик оплачивает соответствующую его уровню жизни долю стоимости услуг. Остальное – покрывают субсидии. А категориальные льготы гражданам (безотносительно к их доходам) ликвидируются.
– Какой процент татарстанцев, по вашим подсчетам, может рассчитывать на субсидии? И на какие?
– Предполагается, около двадцати пяти процентов населения (а в республике проживает почти 3,8 миллиона человек), большую часть которого составляют бюджетники, сельчане, пенсионеры, получат максимальный объем субсидий, способный покрыть до пятидесяти процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Около двух миллионов могут рассчитывать на десять-пятнадцать процентов субсидий, а около миллиона человек перейдут на стопроцентную оплату ЖК-услуг.
Конкретно на реализацию программы субсидирования в проекте республиканского бюджета 2003 года заложено более двух миллиардов рублей.
– Раузил Магсумянович, можно назвать минимальный среднедушевой доход в семье, при котором “ячейка общества” уже будет полностью расплачиваться по счетам?
– Четыре тысячи рублей в месяц на человека. То есть, если квартплата в такой семье составит полторы тысячи рублей, эту сумму ей придется вносить сполна.
Хочу подчеркнуть: пока это проектный вариант, еще не утвержденный на уровне Правительства республики. От внесения корректив мы не застрахованы.
– Кто конкретно будет решать, кому положены субсидии, а кому нет?
– Министерство социальной защиты. Туда и нужно обращаться. Его обязанность – работа с населением, а мы будем участвовать в расчетах.
– Значит, у нас, как и в других регионах – участниках эксперимента, в банках откроются персонифицированные счета на каждого субсидируемого?
– Совершенно верно. На персонифицированные счета и будут поступать субсидии. И через них уходить в конкретные организации – в Водоканал, тепловые сети и так далее. Жилищно-коммунальным предприятиям это выгодно, ведь секвестировать эти средства нельзя – так же как пенсионные и другие социальные выплаты. Поэтому появится уверенность, что предназначенные для оплаты ЖК-услуг деньги дойдут по назначению, повысится прозрачность и адресность используемых на содержание ЖКХ средств.
Субсидии имеют заявительный характер, они будут числиться за конкретными людьми, а предоставляться через счета непосредственно ЖК-предприятиям. В общем, колбасу на эти деньги не купишь.
– Определены кредитные организации, которые будут обслуживать социальные счета?
– В настоящее время казначейские государственные счета находятся в банке “Ак барс”. Но это не означает, что именно он будет обслуживать персонифицированные счета. Кредитные организации должны выбираться на тендерной основе. Допустим, на нефтяном юго-востоке Татарстана очень развит банк “Девон-кредит”, в Набережных Челнах – “Акибанк”. В общем, кредитная организация, которая предложит наиболее выгодные условия для населения, и будет задействована. На рынке все решает конкурентоспособность.
Чтобы открыть счет, человеку придется, скорее всего, просто расписаться в заявлении определенной формы.
– Когда планируется внедрение адресного субсидирования?
– С 1 января 2003 года. До этого времени необходимо подготовить соответствующую информационную базу и компьютерные программы, отработать взаимодействие Министерства соцзащиты с территориальными расчетными центрами и Минстройархжилкомхозом. И, конечно же, проинформировать население. Чтобы обкатать новую систему, планируем выбрать несколько пилотных городов и запустить ее там уже в ноябре. В принципе, Казань, Елабуга, Челны, Нижнекамск, Альметьевск практически к этому готовы.
– Безусловно, необходимость адресно подойти к социальной поддержке населения назрела давно. Помогать нужно тому, кто действительно в этом нуждается. Но есть опасение, что в списки нуждающихся войдет немало коммерсантов, крутящихся в “сером” бизнесе…
– Выявление доходов – дело трудное. Решением этой проблемы сегодня занимаются Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам, руководимая первым вице-премьером республики Равилем Муратовым, Министерство труда и занятости, налоговые и прочие органы. И подвижки в данном вопросе есть. Сейчас прикидывается процент “теневиков”. В случае, когда трудно подсчитать доходы, можно зафиксировать расходы: на какие средства человек делает крупные покупки и ездит на Канары?..
– У населения реформирование жилищно-коммунального хозяйства ассоциируется, главным образом, с повышением тарифов на ЖК-услуги. Можно ли избежать этого перманентного роста?
– Каким образом? Хотя бы на величину инфляции тарифы все равно будут расти. К тому же некоторые расценки явно занижены. Посудите сами: тонна питьевой воды населению обходится в один рубль тридцать копеек (несоизмеримо с ценой, допустим, бутилированной воды), водоотведение тонны канализационных стоков – в шестьдесят шесть копеек. Последний раз расценки на данные виды услуг увеличивались в 2000 году. Думаю, тарифы будут подниматься. Если и вырастут процентов на двадцать, страшного в этом ничего нет – не такая уж и крупная сумма добавится. Кстати, при повышении расценок возрастут и размеры субсидий.
Что касается тарифов на энергоносители, занимающих большой объем в структуре квартплаты, то здесь формирование цен – прерогатива Федеральной и Региональной энергетических комиссий. Как вы знаете, сейчас энергетики ратуют за резкое повышение тарифов на энергоносители для населения. Скорее всего, это произойдет, поскольку цены на газ сильно растут, кроме того, стоит вопрос об упразднении перекрестного субсидирования в энергетической отрасли. Неизбежна цепная реакция: расценки на другие виды ЖК-услуг также вырастут, так как энергоносителями пользуются все.
Но надо понимать, что суть реформ в ЖКХ заключается не в повышении цен на услуги, а в появлении субсидий для малоимущих. Активной стороной политики руководства Татарстана всегда была социальная защита малообеспеченных слоев населения. И эта направленность сохранится. Между прочим, в сравнении с другими регионами в нашем – одни из самых низких жилищно-коммунальных тарифов. А у работников этой отрасли – мизерная зарплата, к тому же задолженность по заработной плате в жилищно-коммунальном хозяйстве республики составляет на текущий день около тридцати миллионов рублей. От этого позора надеемся избавиться. Другое дело – необходимо приучить людей качественно выполнять свою работу.
Переход на полную оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства с одновременным усилением мер по адресной социальной защите низкодоходных категорий населения, безусловно, повлияет на рациональное использование жильцами электроэнергии, тепла, воды. Придется экономить – ничего не попишешь…
Беседовала