Всероссийская перепись населения стала достоянием истории. Первые ее итоги появятся не раньше, чем через полгода. Однако есть насущный повод осмыслить саму организацию государственной акции, некоторые предварительные результаты, дать оценку тем моментам, которые вызывали дискуссии общественности. Наш корреспондент беседует с председателем Госкомстата РТ Валерием КАНДИЛОВЫМ.
– Перепись состоялась, и это – главный итог, – считает Валерий Петрович. – Не скрою, что мы с тревогой ожидали приближения сроков государственной акции. Нельзя же было отбросить то настороженное, а подчас и подчеркнуто негативное отношение людей ко всем начинаниям государства в последние годы. Нельзя было и не признать, что доверие населения к авторитету властей предержащих в России было подорвано сначала отступлением от прежнего курса на строительство социализма, а затем упало до нуля в ходе либерализации цен, приватизации, дефолта, использования в ряде регионов страны грязных выборных технологий. люди автоматически переносили общее критическое настроение на перепись. К тому же в их дома планировался визит незнакомого человека, что по нынешним временам резко негативно воспринимается пятой частью всего населения.
Между тем все очевиднее становилась истина: перепись стране необходима. Без точного знания статистических параметров, без человеческого измерения – в буквальном смысле! – не может существовать ни одно государство. И уж тем более строить точные планы на будущее. Если хотите, в этом смысле перепись можно считать актом нашего с вами самопознания.
Во всем цивилизованном мире проведение переписей поставлено на регулярную основу. В США она проводится каждое десятилетие, начиная с 1790 года. Нынешняя Всероссийская перепись должна была состояться еще три года назад. Но была отложена – фактически из-за бедности государства. Статистические погрешности, копившиеся со времени переписи 1989 года, из-за колоссальных демографических потрясений нарастали, как снежный ком…
– Не кажется ли вам, что вокруг переписи было много словесного пыла? Когда акция закончилась, многие удивились, что она прошла слишком тихо и спокойно…
– К нашему великому удовлетворению! Тем самым мы продемонстрировали себе, что, несмотря на многочисленные социально-экономические и политические потрясения, мы способны вместе решать важные общенациональные задачи, причем с привлечением каждого. Мы доказали, что можем быть сплоченной нацией, мы выдержали это испытание. Но для этого приходилось много убеждать, вести активную агитацию, доказывать необходимость и важность результатов переписи.
– Валерий Петрович, а не проще было бы, как в некоторых других странах, сделать участие в переписи обязательным? Сколько бы проблем мы решили одним махом, и в первую очередь главную – проблему закрытых дверей!
– Добровольный порядок переписи был взят на вооружение не случайно. Как свидетельствует история, государство наше слишком часто принуждало граждан насилием. Известно, как плачевно подчас это заканчивалось. Потому-то и было принято решение не наступать на старые грабли. И людям предоставлялось право свободного выбора. Каждый решал вопрос для себя по совести и разуму.
Теперь можно смело утверждать, что россияне по-прежнему законопослушные, ответственные люди.
– Успешному проведению переписи способствовали решимость и твердая позиция руководства страны. Не случайно и то, что первые лица государства решили переписаться публично. В этом просматривается какая-то идеология?
– Видимо, да. У нас в республике нормальный ход переписи во многом был обеспечен благодаря тесному сотрудничеству органов статистики и исполнительной власти. Республиканскую комиссию содействия подготовке и проведению переписи-2002 возглавлял Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. В районах и городах комиссии содействия переписи возглавляли главы администраций, которые создали все необходимые условия для работы переписного персонала.
Хочется отметить работу специалистов отдела переписи населения и демографической статистики Госкомстата РТ. С 4 по 21 октября они дневали и ночевали на рабочих местах практически без перерывов. Ежедневно после окончания работы инструкторских участков в отделе ждали отчетов инструкторов, а в течение ночи анализировали поступившую информацию. В случае затруднений или каких-то острых сигналов решали, какие принимать меры. “Горячая линия”, которую также обеспечивали сотрудники отдела, работала с 8 часов утра до 11 часов вечера каждый день.
Не скрою, мы столкнулись и с не очень порядочными, а лучше сказать – хулигански настроенными людьми. В целом нам удалось избежать несчастных случаев, прежде всего за счет четкой работы правоохранительных органов, жилищно-коммунальных служб. Правда, единичные неприятные случаи были. Один переписчик сломал ногу, когда спускался с лестницы при обходе жилищ на своем участке. Нескольких счетчиков, работавших в частном секторе, покусали собаки.
– Не обошлось и без других неприятностей. Я говорю о жалобах со стороны населения. В нашем разговоре никак не обойти эту тему…
– То, что вы называете жалобами, в подавляющем большинстве случаев таковыми не являются. Мы, работники статистики, говорим об обращениях – так точнее. Со всей ответственностью заявляю: количество истинных жалоб в общей массе обращений ничтожно мало.
Основная категория обращений – просьба разъяснить детали заполнения переписных листов. По телефонам “горячей линии” нас спрашивали, к примеру, почему вопрос о языках поставлен так, а не иначе. Почему нет отдельного вопроса о родном языке? Почему он идет наряду с вопросом о других языках?
– Что и вызывало особое неприятие у нерусских народов России.
– Возможно, этот момент будет учтен Москвой при организации последующих переписей. А пока надо отметить, что технически перепись прошла безупречно. Это признают даже наши принципиальные критики.
Вопрос же о родном языке в его анкетной форме был сформулирован членами рабочей правительственной комиссии с привлечением экспертов. Решение было принято по международным рекомендациям после соответствующего анализа. Замечу, что “языковые” вопросы аналогично звучат и в других странах.
– Были и другие обращения: переписчики писали карандашом на каких-то посторонних белых листах. Люди подозревали, что их обманывают, что их данными воспользуются для искажения результатов акции…
– Здесь следует выделить две элементарные проблемы: дефицит гелевых ручек и нехватку переписных листов на стационарных пунктах. Объясняю в деталях, что произошло.
Накануне переписи Госкомстат России обеспечил наших переписчиков 39 тысячами гелевых авторучек. Но уже в первые дни выяснилось, что они быстро исписываются. К нам стали обращаться счетчики, информируя, что одной ручки хватало на один день работы. В дополнение к имевшемуся запасу в 18 тысяч мы приобрели еще 60 тысяч ручек, которые быстро распространили по районам. На третий день акции мы уже не зарегистрировали ни одной жалобы по поводу недостачи ручек или использования переписчиками карандашей.
А вот что получилось с переписными листами. Известно, что люди могли переписаться вне дома – на стационарных участках. В первые два-три дня в Казани мы столкнулись с тем, что эту форму выбрало большее количество людей, чем мы ожидали по результатам предварительного обхода. Мы не предусмотрели столько переписных листов формы Д (“длинная”) – по инструкциям на стационарах используются только они. На некоторых стационарных участках не хватило этих листов. Что было делать?
До поступления резервного запаса документации некоторые инструкторы решили затруднение, записывая пришедших на обычные альбомные листы с расчетом, что позднее они перенесут данные в переписные листы. Таких случаев было немного, и каждый из них мы проверили.
– Но где гарантия, что счетчики сделали это без искажений?
– Мы дали такие гарантии, заставив переписчиков, отступивших от традиционной процедуры, связаться со своими посетителями, чтобы показать им их переписные листы. Для достоверности.
Помимо проблемы с нехваткой переписных листов основной формы, к нам поступали обращения и по так называемым контрольным переписным листам – КПЛ. Выглядели они “подозрительно”: анкеты на белой бумаге форматом вдвое меньше обычного переписного листа. Переписчики, которые их заполняли, оказались под усиленным обстрелом критики.
Между тем никаких оснований для жалоб тут не было. КПЛ заполнялись на тех, кто имел несколько мест жительства, жил не там, где прописан, находился в командировке, не имел крыши над головой. Анкеты “подвижных” и “кочующих” категорий населения сейчас находятся на особом контроле в связи с необходимостью избежать ошибок счета.
Конечно, многие люди даже не подозревали о столь специфических деталях. Поэтому приходилось объяснять, нередко – с выездом на место.
– Не ошибусь, наверное, если предположу, что самым трудным вопросом была все-таки графа о национальности. Это наиболее политизированная часть анкеты…
– К сожалению, должен с этим согласиться. Но, хочу предупредить, – только в той части проблемы, которая касается ее искусственного раздувания. Проблема национального определения преувеличена средствами массовой информации. То же касается кряшен. Вопросов, связанных с ними, на “горячую линию” поступило не более пятнадцати. В подавляющем большинстве случаев это произошло из-за семейных разногласий: муж и жена разных национальностей не договорились, как записывать своих детей. В итоге журналисты, которые не удосуживались разобраться в сути дела, семейным неурядицам подобного рода спешили придать национальный масштаб…
– Иной раз создавалось впечатление, что некоторые переписчики спутали перепись с предвыборной агитацией. Они пытались “настроить” хозяев квартир на определенные ответы, в частности, в графе “национальность”. Может быть, сверху им спустили некие установки?
– У вас есть конкретные факты? Нет. Тогда о чем говорить? Инструкторы давали переписчикам единственную установку: указывать ту национальность, какую назовет человек.
– Даже фантастическую?
– Любую, какую человек захочет. Это отдельное условие договора, который каждый счетчик подписал с Госкомстатом.
– Получается, что я фактически мог нести всякую околесицу! За примерами далеко ходить не надо: известно, что один татарстанец назвал себя инком. И после этого вы хотите, чтобы люди были уверены в полной корректности итогов переписи?
– Перепись не только можно, но и нужно считать достоверной.
Во-первых, вопросы в анкетах были сформулированы так, что разыграться фантазии негде. Во-вторых, только в условиях гарантированной анонимности достигается людская откровенность. Таков принцип всемирной статистической практики. И потом, известно, что подавляющая часть населения отличается здравомыслием. Сочиняют “сказки”, как утверждают психологи, менее одного процента населения. При подсчете все это очень наглядно проявляется.
– Кстати, о подсчетах, Валерий Петрович. В разных источниках появились сообщения, что численность населения уже оказалась на уровне 101-102 процента от ожидаемой. Какими сведениями на сей счет по Татарстану располагаете вы?
– Я не охотник заниматься пророчествами. Точных цифр на руках у меня нет. В настоящее время счетчики только завершают передачу документации, и она еще даже не сконцентрирована в одном месте. Но могу сказать, что охват населения переписью в республике оказался полным. Численность населения по результатам переписи превысила данные оргплана и предварительного обхода. Это, безусловно, говорит об успехе переписи и опровергает “предсказания” о вымирании населения. Но окончательно судить об этом можно будет позднее.
Сейчас у органов статистики не менее напряженные дни. Вслед за всеобщей частью переписи началась другая, скрытая от глаз широкой публики, во многом более ответственная, – обработка переписной документации.
– Можно ли назвать какие-то другие зримые результаты переписи?
– Считаю, что к ним можно отнести наведение порядка в адресном хозяйстве республики. Уточнены схемы границ всех населенных пунктов. Проведена колоссальная инвентаризация жилого и нежилого фонда.
Вообще же, значение и масштабы случившегося нам предстоит еще осмысливать и осмысливать.
Беседовал