РЖУ… над всеми нами
Каждый месяц мы получаем своеобразные приветы в виде счетов-фактур от работников РЖУ (так с 1 июля 2002 года стали называться бывшие ДЕЗы и еще более бывшие ЖЭУ). И начинаем от бессилия скрипеть зубами – такое там понапишут… Не то что бабулька с начальным образованием, но и человек, защитивший докторскую диссертацию, не разберет: за что, кому и сколько нужно платить. В некоторых семьях до скандалов доходит: муж наказывает жене – заплати, та в истерику, мол, я там ничего не понимаю. Муж берет очки, изучает бумагу и в сердцах ее бросает. В самом деле, черт ногу сломит. Вроде в прошлый месяц мы за все сполна заплатили, откуда долг? Может, жена просчиталась? Вот вам и ссора.
Власти убеждают, что в скором времени случится реформа жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой квартиросъемщики получат настоящий рынок услуг. И тогда, как на всяком рынке, появится конкуренция и, наконец, будет наведен порядок в оплате за квартиру. Дай-то Бог, а то ведь сейчас с этими РЖУ и вправду обхохочешься. До слез…
Я – начальник, ты – дурак
В последнее время ко мне, как к помощнику депутата Госдумы РФ Ивана Грачева, стали обращаться жители Казани с просьбой разъяснить, что это за договора такие, которые надо заключать с жилищными организациями. Люди в растерянности еще потому, что постановление главы администрации Казани, которым были образованы райжилуправления и введены договора, нигде не было опубликовано и свалилось квартиросъемщикам как снег на голову.
Я решил разобраться с этими самыми РЖУ, тем более что уже имею опыт подобных разборок с ДЕЗами. Мое аналитическое письмо на тему неправильной квартирной оплаты было опубликовано года два назад в одной из казанских газет.
Бесспорно, чтобы поставить на правовую основу отношения между РЖУ и гражданами, надо заключить договор. Но ведь договор – это соглашение двух субъектов, у которых есть те или иные права, а после заключения договора появляются и обязанности друг перед другом. Поэтому, как любил говорить небезызвестный Михаил Горбачев, должен быть консенсус (в данном случае, обоюдовыгодные условия). Увы, консенсусом тут и не пахнет, гражданину приказывают – он подписывает. Так что это не договор, а самый настоящий приказ.
У меня в руках – договор найма жилого помещения, такие получили (или скоро получат) все жители Казани. Не торопитесь заглядывать на последнюю страницу и ставить свою подпись, как призывают это сделать функционеры РЖУ. Давайте сначала разберемся, кто тут собственник – гражданин или РЖУ? Если последнее, то имеет ли оно право передавать мне мою квартиру? Забегая вперед скажу, что ответа на этот вопрос в данном документе я не нашел.
От имени РЖУ договор подписывает начальник, ни фамилии которого, ни его самого, как правило, квартиросъемщики знать не знают. Откуда мне известно, что этот самый Иванов – начальник РЖУ? И где его доверенность на то, чтобы заключать со мной договор? Пойдите к любому нотариусу – ни один не зарегистрирует вам договор без доверенности организации, от имени которой вы действуете. А тут, значит, можно… Потому что квартиросъемщик – дурак?
Уровень комфортности: с чем его едят?
Теперь откроем самую главную страницу в договоре – паспорт жилого помещения. Вот это да, он пуст, ни словечка не написано! Нет и плана жилого помещения. А ведь в паспорте и договоре устанавливается цена жилого помещения, от этого зависят все остальные налоги, которые мы платим.
С юридической точки зрения такой документ подписывать нельзя!
Теперь проанализируем данный договор по пунктам. Вот запись о том, что отмеченные в акте недостатки при передаче устраняются. Но я бы сразу дописал, что они устраняются, например, в течение 10 дней, то есть, необходим конкретный срок. Иначе какой смысл?
Есть в договоре многообещающая ссылка на проектный уровень комфортности. Хорошее выражение, красивое. Но извините, а где он расписан? И каким образом жильцы могут требовать этот самый уровень комфортности? Его надо опубликовать, либо в договоре указать – что же это такое.
Зато РЖУ берут на себя самую главную функцию – получение денег. Но для меня и любого другого жильца гораздо важнее, чтобы РЖУ не только деньги получали, но и осуществляли контроль за прохождением моих заявок, отвечали за качество поставляемых услуг. И сообщали результаты мне. Так должно быть, коль мы заключаем договор. Но этого нет.
Самое же парадоксальное, на мой взгляд, что в соответствии с договором в ваше жилое помещение, в нарушение конституционных прав на жилье, жилищные работники могут приходить в любое время суток… Мы все грамотные люди, понимаем, что такое аварийная ситуация, и если что случилось – в первую очередь позовем на помощь представителя РЖУ. Но, извините, не слишком ли круто – записывать в договор абсолютное согласие в любое время дня и ночи пускать к себе слесаря-сантехника?..
Теперь об оплате коммунальных услуг. Вам представляют счет-фактуру, и вы ее оплачиваете. Вроде бы все понятно. Но в договоре это так интересно написано, что вы всегда будете виноваты. Почему? Там сказано, что до 10-го числа каждого месяца вы должны все оплатить. А если вам в субботу 9-го принесут этот счет, то вы его до 10-го оплатить не успеете. Между прочим, сколько плачу за квартиру по счету-фактуре, не помню случая, чтобы он приходил без задержек. Получается, если мне счет принесли 7-8-го, то я должен, сломя голову, искать почтовое отделение, чтобы успеть оплатить до 10-го и чтобы с меня не брали пени. В договоре должно быть четко написано – не до 10-го, а до 6-го числа приносить счет-фактуру жильцам. А с 6-го по 15-е я должен его оплатить. Если я опоздаю – плачу пени. А если РЖУ?.. Но ведь мы должны быть в равных условиях!
А вот еще один пункт в счете – ремонт здания, капитальный ремонт и содержание управления жилищным фондом. Но, согласитесь, управление жилфондом можно раздувать до бесконечности и с меня за это можно брать огромные суммы. Поэтому граждане, которые заключают договоры, на мой взгляд, должны иметь право требовать, а РЖУ обязаны предоставлять сметы расходов на содержание управления жилищным фондом. Иначе это самая натуральная выкачка денег из карманов жильцов.
А РЖУ, между прочим, получают, кроме нашей квартплаты, еще и компенсацию от государства. Это большие деньги, миллионы.
Причем средства, идущие, например, на капитальный ремонт, сразу не используются, а постепенно накапливаются на счете.
Давно в вашем доме производился капитальный ремонт? Вот я недавно слышал по “Эфиру”, что в одном из домов Казани капремонт не делали с 1932 года. Представляете, какая кругленькая сумма накопилась за это время на счету жилищников? А если еще сюда приплюсовать проценты…
Так что я настоятельно советовал бы гражданам потерпеть и не подписывать договоры в таком виде, в каком их сейчас раздают представители РЖУ. Вас уведут в рабство.
Но в каждом отрицательном моменте есть, как правило, положительный элемент. Вот такой забавный факт – мотайте на ус.
Ликвидировали ДЕЗы, появились РЖУ, но где написано, что последние являются правопреемниками первых? В постановлении главы этого нет. РЖУ работают с 1 июля 2002 года, а до этого они не имеют права требовать с жильцов долги по плате за квартиру. Суды не примут исковые заявления, потому что РЖУ не являются правопреемниками ДЕЗов.
Так что долги, если они у вас есть, можно списать. Они, говоря современным бизнесменским сленгом, реструктуризированы.
А.ПЕРОВ.
Житель Ново-Савиновского района Казани, рядовой квартиросъемщик.