Положа руку на сердце, признаемся: много ли мы говорим с нашими детьми о долге и чести гражданина, патриотизме, умении вести себя с людьми, о том, как важно не только иметь собственное мнение, но и грамотно его отстаивать, – словом, о тех качествах, которые присущи человеку, умеющему быть полезным обществу? То есть, говоря высоким штилем, гражданину. В школах и вузах, на мой взгляд, такая же картина – здесь на первом месте, скорее, учебные дисциплины, чем беседы об осознании молодыми людьми своей личности и своего места в жизни. Да и гражданское общество, собственно говоря, мы еще только строим. “Увы, но сейчас у молодежи в чести другие ценности”, – разведут руками иные родители. И глубоко ошибутся. Наши дети умеют преподносить сюрпризы, в том числе приятные.
Вчера девятиклассники казанской школы №177 Ново-Савиновского района наглядно доказали взрослым, каким увлекательным может быть, к примеру… процесс законотворчества. Школьники так охотно вживались в роль депутатов, что всерьез втянули в эту деловую игру Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина, который побывал вчера в подшефном ему учебном заведении на необычном – парламентском – уроке.
Вчера же такие уроки на тему “Где рождаются законы” впервые в истории Государственного Совета республики прошли более чем в 2300 школах Татарстана. Это совместный проект парламента, Министерства образования и науки и Института развития образования РТ.
Практически все депутаты Госсовета побывали в разных районах республики, в том числе в отдаленных сельских поселениях, где в местных школах сообща с преподавателями рассказали учащимся о парламентской жизни, приняли участие в тематических дискуссиях и деловых играх. Так, заместитель главы парламента Александр Гусев побывал на парламентском уроке в одной из гимназий Зеленодольска, заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова посетила Карадуванскую школу в Балтасинском районе, а секретарь Государственного Совета Лилия Маврина – 174-ю казанскую школу.
Специально для младших и старших школьников в доступной форме были сняты специальные учебные фильмы, в которых подробно рассказывается о работе законодательного органа. Кроме того, не выходя из класса, ребята могли совершить виртуальную экскурсию по зданию Госсовета – современные технологии теперь позволяют и такое! Нужно отметить, что все материалы в школы поступили на двух государственных языках РТ – татарском и русском.
– Цель парламентского урока – углубление ваших знаний о роли и месте законодательной власти в России и Татарстане, ее функциях, о механизмах принятия законов. Все это, надеемся, в дальнейшем будет способствовать формированию политической культуры и активной гражданской позиции, – пояснил Фарид Мухаметшин школьникам замысел организаторов акции. К слову, чуть позже, общаясь с представителями СМИ, Председатель Госсовета подчеркнул, что парламентский урок – не одноразовая акция, а начало доброй традиции.
Впрочем, объяснять “на пальцах” азы законодательной деятельности ученикам 177-й школы уже ни к чему. Девятиклассники оказались в этом смысле неплохо подкованными – похоже, готовились не на шутку. Тем более на днях учащиеся побывали не в виртуальном, а что ни на есть настоящем здании парламента республики, и перед началом урока охотно поделились со мной впечатлениями. Вот короткие оценки Аделя Закирова, Виктории Абдуллиной, Нели Розовой, Гульнары Фазлеевой, Зульфии Закировой и Карины Мазиловой: “Там царит атмосфера порядочности”, “В Госсовете очень интересный музей и богатая библиотека”, “Понравилось само здание – красивое”, “Принятие законов – это большая ответственность перед людьми”, “Мы пока не задумываемся о политике, время еще есть”…
Ведущая урок учительница обществознания Ольга Малышева задавала своим подопечным не такие уж простые вопросы, в частности по Конституции Татарстана. Пусть не обижаются на меня депутаты различных уровней, но все ли они с ходу ответят, например, в каком году образовалась ТАССР, кто был первым председателем высшего законодательного органа республики? Маленькая “запинка” вышла с ответом о том, какие партийные фракции существуют в Госсовете. “Фракция “Единой России”, КПРФ и “Татарстан – Новый век”, – бойко отрапортовал один из парней. “ТНВ – не фракция, а депутатская группа”, – не выдержал и со своего места подсказал Фарид Мухаметшин.
– Раз есть общество, люди, а все мы очень разные, значит, должен быть общий для всех свод правил. Как вы слышали от учительницы, уже с XVI-XVII веков начался поиск формы, как должен выглядеть этот свод правил, законов, обязательных для каждого человека в обществе, – взял слово Председатель Госсовета.
– Вот смотрите, я принес с собой издание Конституции Татарстана, – продолжил Фарид Мухаметшин, – здесь заложены наши с вами гражданские права и обязанности. Конституция – это закон, к которому очень бережно относятся во всех государствах, стараются не менять ее, за исключением, конечно, тех моментов, когда изменений требует естественная динамика развития государства.
Нужно отдать должное Фариду Мухаметшину – с девятиклассниками он быстро нашел общий язык. Ребята с явным интересом слушали его рассказ о структуре органов государственной власти республики, о принципах работы республиканского парламента, о других серьезных вещах, политике и законотворчестве, международной деятельности, о том, как контролируется исполнение законов.
– Главный принцип работы парламента, самого демократического органа власти, – выслушать и учесть мнение каждого, затем аккумулировать эти мнения для выработки и принятия объективного закона. Мы стремимся построить правовое государство с гражданским обществом, и я считаю, что сегодня мы с вами заложили в этот фундамент еще один, свой камень, – завершил краткое выступление Фарид Мухаметшин.
Потом от теории участники встречи перешли к доступной практике – на примере одного из республиканских законов (касающегося игрового бизнеса) ребята рассмотрели весь путь, который проходит законопроект, начиная от внесения его в парламент. Преподаватель Ольга Малышева спросила Фарида Мухаметшина, в каких изданиях должен быть опубликован подписанный Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым закон, чтобы считаться вступившим в законную силу. Председатель Госсовета пояснил (думаю, читателям нашей газеты это будет интересно): официально тексты законов на двух государственных языках республики, татарском и русском, направляются в две газеты – “Республику Татарстан” и “Ватаным Татарстан”.
А вот затем началось самое интересное. Ведущая парламентский урок объявила деловую игру. Девятиклассники разделились на “депутатские” группы с говорящими названиями, к примеру: “Клуб инициативных и талантливых”, “Мы вместе”, “Школа “Новый век”. Затем председатель школьного совета Кирилл Ершов очень серьезно объявил с трибуны, что “второе заседание школьного совета первого созыва объявляется открытым”.
“Депутаты” решили внести поправки в разработанный ранее Кодекс классного коллектива, состоящий из девяти статей. К примеру, таких, как “Установление опеки над одноклассником”, “Право ученика класса на защиту”, “Права и обязанности родителей”, “Этика и эстетика класса”. Неожиданно бурные “парламентские дебаты” разгорелись по поводу внесения изменений в статью об этике и эстетике.
– Я против того, чтобы девушки ходили в школе накрашенными. Косметика скрывает личность, а мы должны сосредоточиться на учебе! – заявила одна из девятиклассниц.
– Полностью запрещать нельзя, но колготки в сеточку, конечно, перебор, – возразили ей из другой группы.
– Ученики пачкают полы, нужно запретить ходить в обуви, которая портит пол! – высказалась одна из “депутатов”.
– А как же каблуки, они тоже портят полы, – съехидничал кто-то из мальчиков. Из других поправок выяснилось также, что мальчикам “надоело ходить только в галстуках” и “что нужно разнообразить одежду”, что родители должны нести ответственность за любой неблаговидный поступок своих детей в школе. Кроме этого, последовали предложения поощрять за хорошую учебу не одного ученика, а весь класс, устанавливать опеку над одноклассником только с согласия последнего и проводить Дни добра с посещением детских домов.
Список поправок можно было продолжить, но Кирилл Ершов держал ситуацию под контролем:
– Обратите внимание, Фарид Хайруллович: у нас некоторые споры идут между членами одной депутатской группы, что нетипично, – сказал этот строгий юноша. И добавил: – Все, прекращаем полемику!
Между тем заключительное голосование, которое, как и в Госсовете, прошло с помощью электронной системы, показало, что за законопроект проголосовали лишь 50 процентов, голоса “против” и “воздержавшиеся” распределились поровну.
– Это означает, что законопроект не принят, – не на шутку заволновался Фарид Мухаметшин. Но тут выяснилось, что подвела система голосования.
– В этих случаях, – подчеркнул Председатель Госсовета, – я предлагаю провести повторное голосование. В итоге законопроект “прошел”. “Законодатели” попросили главу парламента оценить, на его взгляд эксперта, как прошла работа над “законопроектом”.
– Подход, который вы продемонстрировали в решении своих проблем, желание действовать в корпоративных интересах – для меня настоящий сюрприз. Главное, что мне понравилось, это множество разных мнений, в том числе альтернативных. В этом, собственно, и заключается искусство парламентаризма – суметь в этих условиях выработать общий кодекс, – подытожил деловую игру Фарид Мухаметшин.
На этом встреча не закончилась. Школьники еще долго не отпускали своего гостя. Ребята поблагодарили Фарида Мухаметшина за оказанную помощь в поездке школьного поискового отряда в Долину Мертвых, к месту массового захоронения воинов, павших в боях Великой Отечественной войны, и вручили Председателю Госсовета фирменную “поисковую” футболку.
Затем все участники парламентского урока сфотографировались на память, а глава парламента оставил в Книге почетных гостей запись: “Будьте достойны своего времени и счастливы в жизни!”