О понятных желаниях и реалиях жизни

Атмосфера вчерашних парламентских слушаний в Госсовете по проекту закона “О бюджете Республики Татарстан на 2010 год” реально напомнила (наверное, и не только мне) известную поговорку о том, как по-разному оценивают неполный стакан с водой оптимист и пессимист.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Вчерашние парламентские слушания по бюджету-2010 помогли расставить общественные приоритеты в социальной политике

Атмосфера вчерашних парламентских слушаний в Госсовете по проекту закона “О бюджете Республики Татарстан на 2010 год” реально напомнила (наверное, и не только мне) известную поговорку о том, как по-разному оценивают неполный стакан с водой оптимист и пессимист. Пессимист говорит: стакан наполовину пуст, оптимист возражает: нет, стакан наполовину полон.

Так, на мой взгляд, никому не в обиду, распределились позиции в обсуждении параметров главного финансового документа между депутатами и представителями Правительства во главе с Премьер-министром Рустамом Миннихановым.

Оптимистический, как показал ход событий, взгляд на общую ситуацию в республике (в данном контексте “оформленный” докладами министров экономики и финансов Марата Сафиуллина и Радика Гайзатуллина) законодатели с ходу не поддержали. Их можно понять. Ведь речь идет не только о деньгах, которые нужно распределить в республиканском кошельке, главное – жизненное благополучие рядовых граждан, особенно пострадавших от финансового кризиса!

В слушаниях, которые провел председатель Комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Мурад Гадыльшин, также принял участие заместитель Председателя Госсовета Александр Гусев.

Напомню читателям, что слушания по бюджету татарстанские парламентарии проводят ежегодно перед обсуждением будущего закона на сессии Госсовета, предварительно рассмотрев его на заседаниях парламентских комитетов. Традиционно бюджетный законопроект “идет” в паре с прогнозом социально-экономического развития республики на очередной год. Дележ денег всегда стоит нервов, а нынче ситуация обострилась вдвойне, ведь жить республике, как, впрочем, и большинству российских регионов, предстоит с существенно урезанными средствами.

Отмечу, что еще в ходе заседаний комитетов у депутатов и представителей профильных министерств (финансового и экономического) возникли некоторые разногласия по ряду позиций. Полемика продолжилась затем на слушаниях по бюджету. Но об этом – чуть позже.

Что касается проекта бюджета республики, то в его основе заложены следующие основные показатели (к слову, подробное интервью министра финансов Радика Гайзатуллина на эту тему опубликовано в нашей газете от 17 октября).

Рост валового регионального продукта – на 2,4 процента, индекс промышленного производства – 2,0, рост фонда заработной платы – на 4,2, рост инвестиций в основной капитал – на 1,7, рост индекса потребительских цен – на 10,0. Экспортная цена на нефть рассчитана из прогноза 58 долларов за баррель, прогноз курса доллара – 33,9. Доходы бюджета планируются в сумме 66 134 549, 1 тыс. рублей, расходы – в сумме 78 083 297,4 тыс. рублей, дефицит бюджета – 11 948 748, 3 тыс. рублей.

С докладом по прогнозу социально-экономического развития республики в будущем году на слушаниях выступил министр экономики Марат Сафиуллин. Он подчеркнул, что на фоне российского и среднеевропейского прогнозов Татарстан выглядит неплохо, а по некоторым позициям даже опережает российские показатели. Депутаты поинтересовались, откуда повод для оптимизма. Марат Сафиуллин уточнил, что все объективно, цифры взяты не “с потолка”.

Прогноз составлялся “осторожно и консервативно”, на основе параметров федеральных ведомств. Кроме того, была тщательно проанализирована ситуация в республике, прежде всего, работа промышленного сектора экономики. Как пояснил министр, в докризисные годы Татарстан развивался опережающими темпами, за пять лет реализованы крупномасштабные проекты, что в итоге и создало неплохой задел.

Первоочередными задачами министр считает, в частности, активизацию инвестиционных процессов, техническое перевооружение предприятий, использование опыта быстро растущих в экономическом плане стран.

Марат Сафиуллин напомнил, что в будущем году истекает срок действия программы социально-экономического развития Татарстана, рассчитанной на 2005-2010 годы. В Министерстве экономики приступили к разработке новой программы, и к ней, конечно же, будут привлечены законодатели. Министр ответил на другие вопросы депутатов-“единороссов” и представителей фракции КПРФ, а затем уступил трибуну Радику Гайзатуллину.

Руководитель главного финансового ведомства республики в полемике с депутатами держался уверенно – сказывается его многолетний опыт участия в парламентских дебатах именно по денежным вопросам. А натиск депутаты устроили нешуточный…

Отметим еще раз социальную направленность будущего бюджета, о чем министр подробно доложил законодателям. В нем не только сохранены, но и проиндексированы социальные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, пособия детям, многодетным семьям, выплаты опекунам и другие виды социальных льгот и гарантий. Отметим и то, что весь объем дефицита, составляющий, напомню, около 12 млрд. рублей, приходится на республиканский бюджет. В бюджетах муниципальных образований дефицит не прогнозируется.

Законодателей заинтересовала судьба финансирования строительства жилья для молодых, в том числе на селе, капитального ремонта школ и социально-культурных объектов, обеспечения жильем детей-сирот и детей из многодетных семей. Как отметила депутат Лилия Маврина, очередь на получение жилья детей этих категорий в общем составляет около полутора тысяч человек, но “ни строчки в бюджете на эти цели не предусмотрено”.

Депутата Василия Логинова интересовало, как отразится на бюджете ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых (напомню, что с нового года этот налог в полном объеме “уходит” из регионов). Затем пошли вопросы о благоустройстве Казани в преддверии Универсиады-2013, бюджетах муниципальных образований, оздоровлении работников бюджетной сферы… Атмосфера явно накалялась. Ситуацию взял в руки Рустам Минниханов.

– Прошу депутатов отнестись с пониманием к параметрам бюджета. Дефицит настолько серьезный, что мы были вынуждены сократить финансирование ряда республиканских программ, статей дохода. Главная задача – не опускать планку ниже запланированного. Сегодня никто не может дать точный прогноз, как будет развиваться ситуация. Но раз упали, надо выбираться из ямы, – образно выразился глава Правительства. Он согласился с депутатами, что есть ряд вопросов, которые чисто по-человечески, конечно, требуют особого подхода, как, например, в ситуации с жильем для детей-сирот и детей из многодетных семей. Нужно быть реалистами – пока денег на эти цели взять неоткуда, но при первом же поступлении дополнительных доходов к этой проблеме нужно обязательно вернуться.

– Считаю, решение о переориентации налога на добычу полезных ископаемых принято опрометчиво. Не должны регионы, формирующие серьезную налоговую базу страны, оставаться без поддержки государства. Мы не добираем из-за этого значительные средства, – прокомментировал другую проблему Премьер-министр.

Как считает Рустам Минниханов, существенную помощь в отстаивании интересов республики на самом высоком уровне могут оказать и ее представители в Госдуме и Совете Федерации. Это касается, в частности, и вопросов с НДПИ, и участия Татарстана на щадящих условиях совместного финансирования в различных федеральных программах.
Свое видение ситуации с трибуны также высказали председатели и заместители руководителей парламентских комитетов, представители общественности, профсоюзов, депутаты Казанской городской думы.

Итоги слушаний подвели Рустам Минниханов и Александр Гусев.

– Давайте примем для себя решение, без каких расходов мы не обойдемся ни при каких обстоятельствах. К примеру, ремонт социально-культурных объектов может чуть потерпеть, а вот зарплата, лекарства, расходы на коммунальные услуги – это траты объективно первостепенные. Поэтому и сократили все, что могли, кроме социальных выплат, – подчеркнул Премьер-министр. Он добавил, что республиканские министерства должны активнее “стучаться” во все федеральные программы, развивать инфраструктуру малого и среднего бизнеса, вообще – отстаивать интересы республики на всех уровнях.

– Сегодня вы могли бы более серьезно критиковать Правительство, но все было корректно, за что мы вам признательны. Все ваши замечания, предложения в ходе слушаний будут обязательно учтены, – обратился к депутатам Рустам Минниханов.

– Работу над бюджетным законопроектом продолжим в комитетах Госсовета. Хотелось, чтобы к этому процессу подключились общественные организации. Главное, чтобы совместные усилия депутатов и Правительства послужили решению всех сложных вопросов. К этому нужно стремиться, – подытожил состоявшийся разговор Александр Гусев.

По итогам слушаний были приняты соответствующие рекомендации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще