“До нас дошли слухи о том, что перепись населения преклонного возраста негативно скажется на размере наших пенсий. Так ли это?
Ш.Азимов.
Ветеран труда”.
Очередная перепись в нашей стране должна была состояться еще в 1999 году, но из-за финансовых трудностей была отложена. Поэтому все статистические данные, требующиеся государственным учреждениям, до сих пор приходится получать расчетным путем, как правило, основываясь на итогах последней переписи 1989 года. Естественно, это приводит к серьезным неточностям. Ведь с течением времени накапливаются ошибки из-за невозможности учета многих демографических и миграционных факторов. Они-то и могут повредить такому важнейшему начинанию, как пенсионная реформа в России.
Кардинальной модернизацией пенсионной системы сейчас занимаются во многих развитых странах мира, где постоянное падение рождаемости и успехи здравоохранения привели к резкому увеличению доли пожилого населения. В то же время все меньше молодых людей вступают в активную трудовую жизнь, соответственно уменьшается общий объем страховых взносов, направляемых на выплату пенсий. Такая ситуация ведет к их заметному уменьшению. В той же Германии – стране, где пособия по старости начали выплачивать еще в позапрошлом веке, – до 2017 года, как подсчитали специалисты, размер пенсий может уменьшиться в среднем на 6,2 процента.
Решение проблемы видится в структурном реформировании: государственная пенсионная система дополняется деятельностью полугосударственных или частных фондов. Примерно по тому же пути сегодня идет и реформа пенсионной системы в России.
Как известно, концепция отечественной пенсионной системы предусматривает наличие базовой и страховой дополнительной части пенсии. Базовая представляет собой, по сути, социальное пособие по старости и финансируется как за счет государственного бюджета, так и через поступления от социального налога. А вот страховая дополнительная часть будет зависеть от стажа и размеров заработка, получаемого каждым застрахованным лицом в течение его трудовой деятельности. При подсчетах страховой доли пенсии государству необходимо иметь максимально достоверные сведения о демографической структуре населения, количестве занятых, продолжительности их трудового стажа, количестве пенсионеров и лиц, которые будут выходить на пенсию в перспективе. Нужна информация об источниках доходов населения, чтобы определить будущие объемы поступления страховых взносов и социального налога. Сделать это можно только в ходе переписи.
Естественно, никаких негативных последствий в виде уменьшения размеров пенсии или лишения пенсионеров льгот она не несет. Напротив, чем активнее будет участвовать в ней население, тем больше возможностей получит государство для точного прогнозирования своей демографической, социальной и экономической политики, а это положительно скажется на каждой семье, каждом человеке. Располагая точными данными о соотношении нетрудоспособного населения и работающих граждан, за счет страховых платежей которых и формируется сегодня выплатной фонд пенсий, можно будет рассчитать размер страховых взносов и на перспективу, спланировать темпы повышения пенсий по старости и пособий по инвалидности.
Кроме того, на основании переписи населения высчитываются такие показатели, как минимальная заработная плата, стипендии, пособия. Это важно для решения вопроса о сохранении или установлении льгот, в том числе и для пенсионеров.
Вне всякого сомнения, предстоящая перепись поможет скорректировать пенсионную реформу, уточнить некоторые ее направления. При этом всем нам необходимо отдавать себе отчет в том, что в переписи участвуют две стороны. Это власть, обеспечивающая юридические и организационные основы этого мероприятия, и мы – граждане страны. Наша задача, в принципе, несложная, но ответственная. Она состоит в том, чтобы честно и правильно ответить на вопросы анкеты, тем самым эффективно повлияв на принятие важных государственных решений.