” Мы предлагаем новую стратегию профилактики наркомании, не имеющую аналогов в мировом опыте, – добровольный отказ от применения наркотиков, основанный на разумном эгоизме, на любви к самому себе”. Сказав это и поймав мой вопрошающий взгляд, профессор А.Карпов протянул небольшую книжку под интригующим названием “Самозащита от наркомании”. Позже я с большим интересом прочту ее от корки до корки. А пока прошу Анатолия Михайловича раскрыть суть этой самой новой стратегии.
– Ресурс интеллекта и эгоизма у человека неисчерпаем, и на него вполне можно опереться, повернув против наркотиков, – говорит он.- Если каждый ребенок на предложение попробовать наркотики ответит решительным отказом, а на попытки принудить его будет сопротивляться, кричать, вырываться, пинаться, но не даст себя уколоть, то спрос на наркотики прекратится.
– Но вы же прекрасно понимаете, что сделать наркотик, табак, алкоголь предметом добровольного отторжения не так-то просто…
– Но почему? Достаточно тридцатиминутных интеллектуальных усилий для того, чтобы узнать правду о действии наркотиков на организм и об истинных причинах распространенности этих “химических источников радости”. Важно понять, как у людей появляется свой собственный категорический запрет на определенные действия. Скажем, самозапрет на прыжок с крыши десятиэтажного дома. Даже если человека соблазнять тем, что он получит сильнейший кайф от свободного полета, он не прыгнет. Желание жить и знание о смертельной опасности таких прыжков сыграют роль категорического самозапрета. Еще пример. Разве есть необходимость запрещать молодым людям превращать себя в кастратов и импотентов? Нет. Они и без запретов избегают всего того, что может снизить их сексуальность. Они хотят любить, хотят и имеют право рожать. Желание быть потентным и привлекательным способно конкурировать с желанием быть одурманенным. Разве не так?
Примеров самозапрета можно привести много. В основе каждого из них – осознанная защита собственных интересов, любовь к себе. Причем при осознании опасности у человека обнаруживаются огромные волевые и интеллектуальные резервы. Ведь нормальные люди сами себе не враги.
– Нормальные – да. Но, согласитесь, проблема наркомании возникла не только из-за чудовищного невежества общества.
– Первопричина, конечно же, не в этом. Но дефицит знаний о наркотиках – серьезная предпосылка к их распространению. Наркоторговцы и распространители наркотиков сообщают своим жертвам только об их эйфоризирующем действии. О десятке других губительных эффектов умалчивают.
Основной эффект наркотиков – снятие чувства боли. Медики, если сильной боли нет, наркотики не назначают из-за множества других сопутствующих вредных эффектов. Ведь боль – хоть и неприятное чувство, но оно очень нужно организму. Она, как надежная охрана, информирует человека о повреждении тела, то есть об опасности для здоровья и жизни, и принуждает принять меры для устранения этой опасности. Без боли человек не проживет ни дня. Например, не чувствуя жжения, выпьет слишком горячий чай и получит ожог. Зимой, не чувствуя холода, отморозит уши, ноги. Не чувствуя боли в сердце при дефиците кровотока и кислорода в миокарде, будет давать себе слишком большие физические нагрузки и доведет себя до инфаркта.
Снять болевую чувствительность – то же самое, что снять службу охраны. Что наркотики и делают, способствуя угнетению болевых рецепторов. Разве распространитель наркотиков скажет об этом своему потенциальному клиенту? Конечно, нет. Более того, торговцы наркотиками презирают своих покупателей, берут с них большие деньги, но не несут никакой ответственности за качество препарата. Они знают, что ни один наркоман не пойдет проверять чистоту проданного ему зелья, а потому, ради увеличения прибыли, к наркотикам добавляют мел, муку, тальк, даже стиральный порошок. Требования стерильности и чистоты игнорируются – “наркоманскому быдлу и так сойдет”. От внутривенного введения такой грязи происходит поражение почек, печени, крови.
Хроническая гипоксия и интоксикация собственными кишечными ядами – неизбежные спутницы наркотического кайфа. Они стремительно сокращают жизнь. В среднем наркоманы живут по 5 -7 лет. Меньше, чем больные ВИЧ-инфекцией и раком. И как живут! Легкие – как переполненная урна, кишечник – как засоренный унитаз, половые органы – как у стариков… Зная это, неужели можно сознательно и свободно выбрать наркотик, как средство для удовольствия?
– Зная, нет. Но в арсенале большинства из нас – лишь неполная правда, а она, как справедливо считается, хуже лжи. А что, если на страницах нашей газеты мы поведем эдакий антинаркотический ликбез, вы согласитесь быть ведущим рубрики?
– Конечно. Более того, я считаю, что если СМИ и система образования не могут дать людям необходимых знаний о наркотиках, то нужно передавать такие знания “из рук в руки”, как, например, передаются анекдоты и слухи. Неполная правда не так безопасна, как кажется. Она усыпляет бдительность человека. Он принимает наркотик для удовольствия, как безумная рыба заглатывает червя вместе с крючком. Все наркоманы когда-то понимают, что их обманули. Но понимают уже слишком поздно.
– Раз уж мы ратуем за правду, скажите честно, возможно ли излечение от наркомании? Реклама уверяет, что можно, надо только доверить себя хорошему врачу и опереться на тот метод, который предлагает рекламодатель. Такой подход мне кажется опасным и в какой-то степени непорядочным…
– Согласен с вами. Большинство специалистов, подчеркну, настоящих специалистов, считают, что возможна лишь ремиссия, то есть временное прекращение приема наркотиков – обычно на несколько месяцев. Ремиссию до года удается получить лишь у 10-20 процентов больных. Сохранение ремиссии требует огромных и многолетних усилий самого больного, его близких, врачей. Мечты наркоманов и их родителей о чудодейственных лекарствах или операциях, после которых исчезнет наркозависимость, несбыточны. Избавиться от душевных пороков, от невежества, наивности и потребительски-паразитического способа жизни лекарства не помогут. Нужно восстановить нравственное здоровье, стать личностью, которой не нужны наркотические наслаждения.
– Стать личностью при нашей-то системе воспитания, образования и социальной несостоятельности! Это задача на грани фантастики не только для одумавшегося наркомана. Согласитесь?
– Да. Разве заслуживает иной оценки система воспитания, образования, охраны порядка и здоровья людей, если наркомания стала массовым явлением? Справедливости ради все же отмечу, что фронт борьбы за молодое поколение в последнее время усилиями многих стал расширяться. Надо сделать так, чтобы само предложение попробовать наркотик воспринималось как тяжкое личное оскорбление, – настолько тяжелы и отвратительны физические и моральные последствия наркомании. Правильным будет презрительное отношение к употреблению наркотиков. Как иначе можно относиться к человеку, который платит деньги за то, чтобы превратиться в источник доходов для наркомафии, чтобы стать рабом наркоторговцев, который не имеет смелости и силы, чтобы защитить себя, дать отпор наркобизнесменам, выбравшим его в качестве очередной жертвы обмана, соблазна, ограбления, физического и морального уничтожения?
– Вы действительно верите, что, поняв суть и последствия наркомании, молодежь изберет тактику разумного эгоизма и спасет себя?
– Да, я верю в спасительную силу любви к себе.
Беседу вела