Новый бюджет сохранит социальную направленность

Министр финансов Радик Гайзатуллин ответил на вопросы журналистов, касающиеся особенностей формирования республиканского бюджета на 2010 год…

Министр финансов Радик Гайзатуллин ответил на вопросы журналистов, касающиеся особенностей формирования республиканского бюджета на 2010 год

– Радик Рауфович, Президентом Минтимером Шаймиевым был внесен проект закона “О бюджете Республики Татарстан на 2010 год”. В отличие от предыдущих лет бюджет внесен почти на месяц позже обычного. В чем причины такой задержки?

– Предельный срок внесения бюджета на очередной год для субъектов Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом России 15 октября. Бюджетный кодекс Татарстана также устанавливает срок внесения бюджета на очередной год – до 24 часов 15 октября. Таким образом, проект бюджета на 2010 год внесен Президентом нашей республики в регламентные сроки. Вместе с тем основной причиной внесения проекта закона в середине октября, а не в сентябре заключается в том, что в предыдущие годы в условиях стабильной экономики мы могли достаточно точно прогнозировать параметры бюджета на основе полугодовых отчетов. В 2009 году в условиях мирового финансового кризиса мы максимально постарались использовать регламентные сроки, чтобы иметь возможность параметры бюджета построить на реальной ситуации в экономике, используя оперативную информацию и отчеты за 9 месяцев текущего года.

– Почему в отличие от прошлых лет, когда бюджет составлялся на три года вперед, сегодняшний составлен только на один, 2010 год?

– В соответствии с Бюджетным кодексом республики начиная с апреля текущего года формировался прогноз консолидированного бюджета Татарстана на 2010 год. Проходила разработка проекта бюджета республики, согласовывались взаимоотношения с бюджетами муниципальных районов и городских округов. При этом в условиях кризиса, когда длительные прогнозы могли оказаться в достаточной степени не соответствующими реальной ситуации, были внесены изменения в Бюджетный кодекс РТ. Эти изменения разрешают в условиях кризиса принять в 2010 году однолетний бюджет.

Вместе с тем мы не уходим от среднесрочного планирования, и в качестве основы на 2011 – 2012 годы принято постановление Кабинета Министров, прогнозирующее бюджет на два года вперед.

– Каковы особенности про-екта республиканского бюджета на 2010 год?

– Среди его особенностей можно назвать следующие.

Доходная часть бюджета составлена на основе показателей социально-экономического развития республики на 2010 год и ожидаемого исполнения бюджета в 2009 году. При планировании были учтены внесенные изменения и дополнения в федеральное и республиканское налоговое и бюджетное законодательства, а также положения проекта Закона о федеральном бюджете на 2010 год.

Необходимо отметить, что в текущем году приняты отдельные федеральные законы, которые вносят изменения в действующее налоговое законодательство и приводят к снижению поступлений доходов в бюджеты субъектов Федерации.

В условиях сокращения доходной части бюджета при планировании расходов на 2010 год предлагается сохранить в бюджете социальные гарантии, установленные нормативными актами республики. Одновременно бюджет направлен на выполнение указаний Президента М.Ш.Шаймиева в докладе на сессии Государственного Совета “О бюджетной и финансовой политике Республики Татарстан на 2010 – 2012 годы”. Таким образом, в бюджете не только сохранены, но и проиндексированы социальные выплаты труженикам тыла, ветеранам труда, пособия детям, многодетным семьям, выплаты опекунам и другие виды социальных льгот и гарантий.

Также требовалось учесть в бюджете республики передачу расходных полномочий из федерального бюджета. Данные полномочия передаются федеральным центром субъектам Российской Федерации без соответствующих финансовых компенсаций. Объем дополнительных расходов бюджета республики оценивается в 1,1 млрд.рублей.

С учетом изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, а также в связи с влиянием мирового финансового кризиса объем доходов консолидированного бюджета составил на 2010 год 88,3 млрд. рублей, в том числе собственные доходы – 80 млрд. рублей. Доходы бюджета республики прогнозируются в объеме 66,1 млрд. рублей, включая налоговые и неналоговые доходы в сумме 57,8 млрд. рублей. Расходы консолидированного бюджета определяются в сумме 100,2 млрд. рублей, бюджета республики – 78 млрд. рублей.

Необходимо отметить, что уровень дефицита на 2010 год планируется максимально высокий, что в первую очередь вызвано значительным сокращением доходов бюджета и необходимостью выполнения республиканских социальных обязательств перед населением. В связи с этим в структуре бюджета на 2010 год крайне высок удельный вес первоочередных и социально защищенных статей расходов. Между уровнями бюджетов дефицит распределен неравномерно. Бюд-жеты муниципальных образований прогнозируются сбалансированными, то есть бездефицитными, а весь объем дефицита, составляющий порядка 12 млрд. рублей, приходится на республиканский бюджет.

– Радик Рауфович, что планируется предпринять для преодоления дефицита бюджета в 2010 году?

– Для покрытия дефицита в 2010 году нами будет продолжена работа с предприятиями и физическими лицами по мобилизации доходов. Планируется детально проинвентаризировать расходную часть республиканского и местных бюджетов, провести оптимизационные мероприятия, сократить кредиторскую и дебиторскую задолженность и крайне бережливо подойти к расходованию возможных остатков бюджетных средств в случае их образования на конец текущего года. Кроме того, мы не исключаем возможности получения кредитов из федерального бюджета в 2010 году, несмотря на то, что лимиты по их предоставлению субъектам Федерации в проекте федерального бюджета на следующий год существенно сокращаются.

– Каким образом изменения в федеральном налоговом законодательстве отразились на доходных статьях республиканского бюджета?

– Наиболее существенной потерей для бюджета республики является полная централизация в федеральном бюджете налога на добычу полезных ископаемых по нефти, который в настоящее время по нормативу 5 процентов зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим выпадающие доходы бюджета Татарстана оцениваются в сумме свыше 3,1 млрд. рублей.

В 2010 году предусматривается частичная компенсация бюджетам субъектов Российской Федерации выпадающих доходов в размере 60 процентов. Эта сумма составит 1,9 млрд. рублей, и в результате выпадающие доходы бюджета республики в 2010 году по этому налогу ожидаются в размере 1,2 млрд. рублей.

Изменение порядка зачисления в республиканский бюджет акцизов на алкогольную продукцию и уменьшение нормативов перечислений с единого счета Российской Федерации приводят к уменьшению доходов бюджета Татарстана в сумме порядка 600 млн. рублей.

Увеличение норматива перечисления акцизов на нефтепродукты с единого счета Российской Федерации могут обеспечить дополнительные доходы бюджета республики в сумме 900 млн. рублей.

Рост ставки акцизов на пиво в 3 раза при условии сохранения объемов производства пива на уровне 2009 года может дать дополнительно в наш бюджет 1,4 млрд. рублей. Однако повышение ставки акциза на пиво, по оценке пивоваренных компаний, повлечет за собой значительное снижение объема производства, что существенно сократит сумму акциза. В результате увеличение суммы акцизов на пиво оценивается в сумме 700 млн. рублей.

В целом изменения по акцизам не компенсируют в полной мере снижения поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых.

– Радик Рауфович, понятно, что бюджет 2010 года в доходной части будет крайне напряженным. Как в таких условиях Министерство финансов подходило к формированию расходной части бюджета?

– Разумеется, как и в прежние годы, бюджет сохранит свою социальную направленность. Как уже было сказано, в первую очередь речь идет о сохранении в бюджете социальных гарантий.

При планировании расходной части бюджета на 2010 год были использованы индексы-дефляторы, утвержденные федеральными органами государственной власти для формирования федерального бюджета. Причем применялись они только в случаях, не сокращающих социальные статьи бюджета. Например, по федеральным индексам предлагается запланировать заработную плату с начислениями и социальные выплаты на уровне 2009 года, коммунальные расходы проиндексировать на 10 процентов, а прочие текущие расходы сократить на 15 процентов. В бюджете республики, в свою очередь, предлагается проиндексировать социальные выплаты и коммунальные расходы на 10 процентов, расходы по заработной плате, питанию и медикаментам оставить на уровне 2009 года. Финансирование республиканских социальных целевых программ в 2010 году останется на уровне текущего года, и их действие не будет приостановлено.

– Расскажите, пожалуйста, как исполняется бюджет в условиях кризиса в текущем году и какие мероприятия, которые носят длительный характер, проводятся для минимизации кризисных явлений в учреждениях бюджетной сферы в 2010 году?

– Исполнение бюджета в январе – сентябре 2009 года в связи с финансовым кризисом проходит со значительным отставанием по сравнению с достигнутыми показателями в 2008 году. За 9 месяцев текущего года в консолидированный бюджет поступило собственных доходов в сумме 63,5 млрд. рублей, что ниже уровня прошлого года на 25,6 млрд.рублей, или на 28,7 процента. Еще напряженнее проходит исполнение бюджета республики – здесь за 9 месяцев мобилизовано собственных доходов в сумме 46,8 млрд. рублей, отставание от аналогичного периода прошлого года составляет 24 млрд. рублей, или 33,9 процента.

В этих условиях мы вынуждены закрывать дефицит кредитами из федерального бюджета. За 9 месяцев их привлечено на общую сумму 16,6 млрд. рублей.

Общий объем мобилизованных и привлеченных средств позволял нам в течение января – сентября своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, оплачивать коммунальные услуги, питание, медикаменты, без задержек производить все социальные выплаты населению и финансировать социально значимые мероприятия, предусмотренные в бюджете.

И в IV квартале 2009 года мы обязаны обеспечить финансированием все первоочередные и социально значимые статьи расходов бюджета.

Среди мероприятий долгосрочного характера, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в условиях кризиса, могу назвать внедрение новых методов организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, финансирования, оптимальных форм работы бюджетных учреждений.

В целях внедрения новых методов работы бюджетных учреждений и повышения качества оказываемых бюджетных услуг в республике проходит процесс перевода бюджетных учреждений в автономные. В настоящее время статус автономных приобрели и стали работать в новых условиях учреждения образования, культуры, социального обеспечения.

Для эффективного использования бюджетных средств внедряется нормативное финансирование в отраслях бюджетной сферы и отдельных типах ее учреждений.

Завершено внедрение нормативного финансирования в общеобразовательных школах, в детских дошкольных учреждениях, учреждениях социального обеспечения. Продолжается нормативное финансирование в средних и специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах, отдельных учреждениях физкультуры, спорта, культуры. В систему нормативного финансирования вовлечены около 5 тысяч бюджетных учреждений с числом работающих 135 тыс. человек и объемом годового финансирования порядка 20 млрд. рублей.    

В качестве примера можно привести систему нормативного финансирования в образовании.

Нормативы финансовых затрат на реализацию государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях формируются согласно постановлению Правительства Татарстана и учитывают типы и виды образовательных учреждений, профили реализуемых программ, территориальную дислокацию, что позволяет учесть специфику образовательного процесса каждого отдельного учреждения. Нормативы утверждаются законодательным актом республики и являются единой составляющей при расчете субвенций.

Согласно данному механизму на основе сведений о количестве учащихся, классов-комплектов, наличия малокомплектных школ и реализуемых профилей обучения формируется объем субвенций на предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях на 2010 год, который прогнозируется в объеме более 7 млрд. рублей.

Органами местного самоуправления устанавливаются нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов. Указанный процесс формирования бюджетной потребности охватывает затраты на содержание имущества, зданий и сооружений общеобразовательных учреждений, а также организацию образовательного и воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

По нормативному принципу формируется также бюджетная потребность на оказание услуг государственными учреждениями начального и среднего профессионального образования, социального обслуживания, учреждениями культуры. Объем ассигнований по данным организациям рассчитывается на основании государственного заказа на подготовку кадров в разрезе специальностей, программ обучения, оказание социальных услуг, видов социальной помощи, показа спектаклей, характеристик движимого и недвижимого имущества.

Переход на нормативный принцип финансирования предопределил необходимость формирования информации о натуральных показателях государственных услуг, позволяющих обеспечить учет их количества и качества. В этих целях разработана и действует информационно-аналитическая система, содержащая базу данных в разрезе организаций по количеству оказываемых услуг и характеристикам их движимого и недвижимого имущества.

В настоящее время система охватывает более 5000 учреждений, в числе которых все общеобразовательные и дошкольные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования, социального обслуживания, часть учреждений культуры.

Пользователями информационно-аналитической системы являются как органы исполнительной власти Татарстана и органы местного самоуправления, так и непосредственно учреждения социально-культурной сферы, что обеспечивает прозрачность и трехуровневый контроль информации, используемой при расчете бюджетной потребности.

Положительный эффект по внедрению нормативного финан-сирования, эффективному расходованию бюджетных средств и повышению качества оказываемых бюджетных услуг дал переход системы здравоохранения республики на одноканальное финансирование. Этот процесс, при котором в систему нормативного одноканального финансирования вовлекаются все новые виды медицинской помощи и целевые программы, продолжается и в настоящее время.

Основной целью одноканального финансирования является организация учета оказываемых объемов медицинской помощи учреждениями здравоохранения, переход от сметного финансирования к оплате оказанной медицинской помощи по схеме “деньги следуют за пациентом”. Для этого на одноканальное финансирование переведены учреждения здравоохранения, традиционно функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, и учреждения, ранее полностью финансируемые из бюджета: фельдшерско-акушерские пункты, станции (отделения) скорой медицинской помощи, станции (отделения) переливания крови, специализированные учреждения здравоохранения. В настоящее время 99 процентов медицинских учреждений республики финансируются через систему обязательного медицинского страхования.

Реализация одноканального финансирования позволила республике внедрить систему персонифицированного учета оказания медицинской помощи, создать единое информационное пространство в сфере здравоохранения, обеспечить прозрачность финансовых потоков из бюджетов всех уровней, направляемых на содержание медицинских учреждений.

Система одноканального финансирования, основанная на финансировании медицинской помощи в соответствии с нормативами финансовых затрат и с учетом оценки качества оказанной медицинской помощи, позволила обеспечить заинтересованность медицинских учреждений в сохранении здоровья своих пациентов.

Еще одним важным направлением работы по повышению эффективности функционирования республиканской финансовой системы является финансирование через программные методы управления. В рамках федеральной программы реформирования общественных финансов, первый этап которой успешно завершился во втором квартале прошлого года, выполнены основные мероприятия для создания эффективной системы программирования и бюджетирования. Среди таких мероприятий создание механизмов, обеспечивающих расширение форм предоставления бюджетных услуг через некоммерческие и автономные учреждения. Доля таких услуг в бюджете Республики Татарстан по социальным расходам в настоящее время превысила 30 процентов; внедрение программных методов планирования бюджетных ассигнований. Доля расходов бюджета в 2009 году, сформированных в рамках программ, составила 51 процент. В проекте бюджета на 2010 год этот показатель прогнозно увеличится до 75 процентов.

Здесь надо отметить также установление процедур контроля и определение мер по снижению кредиторской задолженности, повышению открытости и эффективности бюджетных процессов.

– Радик Рауфович, в заключение хотелось бы поинтересоваться, долго ли, на ваш взгляд, продлится финан-совый кризис в экономике и в отношении бюджета?

– Вопрос очень интересный и требует обстоятельного ответа, который может занять не одну газетную полосу. Вкратце отвечу, что окончание кризиса, в первую очередь, зависит от мировых тенденций, состояния экономики Российской Федерации в целом и каждого ее субъекта в отдельности. Поэтому преодолевать так называемый мировой финансовый кризис придется совместными усилиями и напряженным трудом. По крайней мере, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы смягчить его последствия и не дать разгореться вновь. Министерство финансов в сфере своей деятельности должно обеспечить максимально экономное и эффективное расходование бюджетных средств, чтобы каждый рубль бюджета республики работал на повышение благосостояния наших граждан.

стоматологические материалы

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще