Шешма, что протекает в окрестностях деревни Большая Кармалка, сорок лет назад, в годы детства Татьяны, была совсем другой речкой – широкой и шумной, пугающей весной своим ледоходом. Гул стоял такой, что малые дети прятались под одеяло, чтобы не слышать жуткого треска ломающихся льдин. Кто посмелее, махнув рукой на окрики старших, убегал к самому берегу, чтобы, холодея от страха, наблюдать, как громадные льдины крушат друг друга. А потом, собравшись в чьей-нибудь теплой избе, взахлеб обсуждали увиденное.
– Теперь уж и Шешма не та, и мы уже в других краях, – улыбчиво вздыхает Татьяна Байдарова. – Вроде сорок четыре года прожила на свете, а кажется, все было только вчера. И что за плечами?
А за плечами стройной голубоглазой женщины одиннадцать детей! И младшенькому, Никитке, еще нет годика.
О том, что ей на роду написано стать многодетной матерью, получить из рук Президента республики Минтимера Шаймиева медаль “Материнская слава”, Татьяна и помыслить не могла. В свое время она охотно училась в школе, затем поступила в профессиональное училище Новокуйбышевска, после его окончания устроилась аппаратчицей химической промышленности на завод. Работа Тане нравилась, коллектив был дружный и молодой, родную деревню навещала редко. Но именно там и заприметил ее однажды приехавший погостить к родственникам парень из Альметьевска. Началась любовь, писали друг другу пылкие письма.
А потом Володя Байдаров поставил вопрос ребром: мол, хватит нам женихаться, давай сыграем свадьбу.
Молодые переехали в Альметьевск, где Владимир работал в строительном управлении водителем, начались будни семейной жизни. Вскоре появился на свет первенец Юра, потом Леночка. Мужу частенько приходилось уезжать в командировки, Татьяна оставалась с детьми одна. Крепкая, хваткая деревенская девчонка никакой работы не боялась, горы могла свернуть. Но как быть с малышами, не держать же крошек в круглосуточном садике? Ее щедрое на любовь сердце с трудом выдержало разлуку с ребенком, когда однажды Юру пришлось там оставить на ночь. И тогда решительно высказался на этот счет Владимир Байдаров.
“Мать больше нужна дома, детям, а не работе. А зарабатывать я буду сам”, – с улыбкой вспоминает Татьяна его слова.
Вскоре на свет один за другим появились следующие Байдаровы. В этой семье детей не планировали. Сколько Бог послал – столько и приняли с радостью Татьяна и Владимир. А Бог послал девять мальчиков и двух девочек! И, что самое интересное, все как один красивые, голубоглазые.
Дедушки и бабушки на внучат не нарадуются. Вот только мама Татьяны, Валентина Григорьевна, бывало, сетовала: мол, куда ты, доченька, столько рожаешь, себя пожалей… Зато Татьянин отец, Александр Григорьевич, всегда был на стороне дочери и отвечал супруге:
– Не гневи, мать, Бога. Значит, на роду написано. Пусть рожает.
Татьяна же все эти разговоры всерьез не принимала. Хоть сама и не из верующих, но прерывать зародившуюся жизнь всегда считала великим грехом.
Кто-то и сейчас откровенно вертит пальцем у виска – мол, такие тяжелые времена, а у них одно дите за другим на свет появляется. Впрочем, тем, кто осуждает Байдаровых, стоит хоть на несколько минут окунуться в атмосферу, царящую в их доме. В этой семье все любят друг друга, с трогательной внимательностью относятся к младшим, с уважением – к старшим.
В небольшой четырехкомнатной квартирке всегда чисто и уютно и всегда кипит жизнь. Входная дверь лишь на ночь запирается. Относительная тишина в квартире случается лишь в первую половину дня, когда малышня в школе, потом начинается беготня с улицы домой и обратно. Летом – футбол, зимой – хоккейный корт во дворе.
Толику Байдарову прочат хоккейное будущее – талант у мальчишки. Есть в кого, отец в свое время тоже неплохо играл в хоккей, защищая честь города. Старшие дети Байдаровых тянутся к учебе. Но сейчас, куда ни ткнись, везде требуются деньги. Уехала Елена на сессию в Казань в технологический университет (бывший КХТИ) и звонит оттуда, чуть не плача: повысили цену за обучение чуть не в три раза, как быть, где найти деньги? Ведь Лена сама себя тянет. После успешного окончания пищевого техникума она поступила заочно в КХТИ.
Рассказывая все это, Татьяна Байдарова с грустью заметила:
– Как-то председатель Госсовета Татарстана Мухаметшин говорил, что многодетные семьи имеют льготы. Но на деле ни одно учебное заведение и слышать не желает об этих самых льготах. Я настраиваю, что каждый должен получить образование, иметь специальность, чтобы не потеряться в этой жизни, быть нужным, востребованным.
Конечно, многодетной семье в наше время вдвойне непросто. Но Байдаровы не сетуют. У них в доме у каждого свои обязанности, так что убрать или приготовить – нет проблем. А теперь вот старшие мальчики подросли, стали работать. Так они не только себя обувают-одевают, но и младших тоже. Например, недавно справили пуховики двойняшкам Мише и Володе.
Здесь умеют радоваться каждому прожитому дню, стараясь не замечать плохого.
Есть у Байдаровых своя голубая мечта: жить в собственном просторном доме. Четырехкомнатной, площадью 48 квадратных метров квартиры для семьи явно не хватает.
– Не знаю, у кого как, но для нас земля – кормилица, – говорит хозяйка дома Татьяна Байдарова. – У нас два участка, ездим туда на своих стареньких “жигулях”. Все овощи оттуда. Как у кого время есть, с шестилетнего Игорька начиная, – прямиком в огород. Работа на участке всегда найдется. А как начинаем солить, мариновать и квасить, так дети даже смеются надо мной, мол, не съедим же все это.
Байдаровы все на виду. Не скрывают, что трудно живется, что денег катастрофически не хватает. Но столько любви и ласки, как здесь, в наш жестокий век не в каждой семье встретишь. И медаль, которую Татьяна получила, не зря назвали “Материнской славой”. Семья, дети – ее слава, жизнь и любовь.