Результаты переписи в местах лишения свободы представляют собой уникальный статистический материал

В нашем обществе есть люди, которые пройдут перепись не как основная масса населения, а по специальным, строго регламентированным правилам.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

В нашем обществе есть люди, которые пройдут перепись не как основная масса населения, а по специальным, строго регламентированным правилам. Речь идет о соотечественниках, лишенных свободы, а также о тех, кто пребывает под следствием и из-за этого находится в специальных изоляторах. И те, и другие остаются при всем том гражданами России и имеют полное право принять участие в важной государственной акции. Другое дело, что в места заключения вряд ли смогут прийти какие-то другие переписчики, кроме самих же сотрудников этих учреждений.


О том, какие особенности в переписной период ожидают пенитенциарную систему Татарстана, рассказывает начальник отделения по воспитательной работе с осужденными Управления исполнения наказаний Минюста РФ по РТ Валентин Хилинский.


– Мы рассчитываем, – говорит Валентин Францевич, – что перепись в местах заключения будет стопроцентной. Дело в том, что на закрытых территориях государственная акция проводится в добровольно-принудительном порядке. Это означает, что у осужденного не будет, как на воле, выбора, участвовать ли ему в переписи. И даже в том случае, если заключенный не захочет отвечать на вопросы переписного листа, наши сотрудники сделают это сами по материалам лично-судебного дела этого осужденного.


– Тогда, быть может, визуальный опрос в местах заключения во время переписи не нужен вообще?


– В том-то и дело, что руководству УИН необходимо иметь представление о заключенных. Полученные в ходе переписи результаты по принципу самоопределения человека, находящегося в исправительном учреждении, представляют собой уникальный материал. Позднее мы сможем сделать сравнение с имеющимися данными по списочному составу заключенных и проанализировать, в частности, некоторые социально-психологические тенденции внутри сегодняшней преступности, а также возможные способы совершенствования системы наказания. Кроме того, точная информация о количестве людей, находящихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, актуальна в свете подготовки в стране судебной реформы.


И потом не надо забывать, что заполнение переписного листа заключенного против его воли – мера крайняя и, будем надеяться, исключительная.


А вообще-то, как вы понимаете, в колониях развлечений немного. Этим объясняется, в частности, довольно высокий уровень гражданского самосознания среди осужденных. Многие занимают активную жизненную позицию, постоянно интересуются новостями с воли. Поэтому от участия в переписи заключенные в подавляющем большинстве своем вряд ли откажутся – для них это один из способов психологической реабилитации, самоутверждения.


– Насколько мне известно, органы исполнения наказаний время от времени проводят свои внутренние “переписи” заключенных. Была ли в них необходимость в девяностые годы?


– Действительно, последняя подобная ревизия осужденного контингента в Татарстане была проведена три-четыре года назад. Однако мы не располагаем сведениями о ее результатах. Собранные материалы обычно весьма специфичны и конфиденциальны, и в тот раз в соответствии с заведенным порядком были отправлены в московский главк.


На основании этих рабочих ревизий руководством УИН вырабатывается общее представление о состоянии пенитенциарной системы страны, возможные пути ее “разгрузки” (в настоящее время – за счет либерализации уголовного преследования), а также решение проблемы материального обеспечения мест заключения.


В отличие от внутренних переписей УИН во время предстоящей всеобщей государственной акции никаких дополнительных или “специальных” вопросов перед заключенными поставлено не будет.


– Иными словам, сотрудники УИН будут проводить опрос по стандартным переписным листам?


– Анкетирование будет проводиться по трем опросным листам из пяти имеющихся: “Списку лиц” (форма С) и главной форме К. В очень редких случаях, если дело касается заключенных иностранцев, это будет еще и форма В. Опрос по жилищной проблеме и так называемой “длинной” форме анкеты по вполне понятным причинам в колониях и тюрьмах не проводится.


– Какова готовность к работе ваших переписчиков?


– Сегодня к проведению переписи все готово. Организационную работу мы начали еще в апреле прошлого года. Руководители рабочих групп прошли обучение в августе. В настоящее время заканчивается тестирование рядовых счетчиков. Общение с заключенными они начнут одновременно с коллегами на воле.


– Валентин Францевич, ваш прогноз: как будет выглядеть портрет среднестатистического татарстанского заключенного?


– Это молодой мужчина. Точно могу сказать, что ему не исполнилось еще и тридцати лет. К сожалению, преступность за тринадцать лет, прошедших со времени прошлой переписи, заметно помолодела.





Наша справка. В Татарстане расположены десять колоний строгого режима, четыре следственных изолятора, одна тюрьма (в Чистополе) и одна исправительно-воспитательная колония для несовершеннолетних. Общее количество заключенных не разглашается, однако известно, что всего по России их около одного миллиона (в 800 колониях и 363 тюрьмах). По словам бывшего руководителя комиссии по помилованиям заключенных при Президенте РФ писателя А.Приставкина, средняя переполненность отечественных мест заключения сегодня составляет 150 процентов. Правда, в последние годы этот показатель по Татарстану снизился.

увеличилось число осужденных за особо тяжкие правонарушения. Для сведения: каждый одиннадцатый отбывающий срок на территории Татарстана заключен под стражу за убийство. Это один из самых высоких показателей по стране.


Беседовал

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще