Иван Грозный до нас не дошел
– Наши предки испокон века были православными, они приняли христианство задолго до Ивана Грозного.
– Да он сюда в Закамье просто не дошел!
– У нас до сих пор сохраняются обычаи, которых нет ни у татар, ни у русских…
Этот горячий диспут завязался в Краснобаранской татарской школе. Учителя в один голос утверждали, что история их села всегда была связана с христианской верой. Так считают и другие жители деревни Красный Баран, или, как ее еще называют, Крещен Баран. Столь неблагозвучному названию есть свое объяснение. Слово “баран”, по мнению местных знатоков, никакого отношения к упрямому животному не имеет, оно произошло от этнонима “баранджар” – одного из булгарских племен, когда-то обитавших на этих благодатных закамских землях.
Известно, что деревенька Крещен Баран (еще одно название – Балчиклы) возникла в первой половине XVIII века, примерно в 1730 году. Первой ревизией, проводившейся в России в 1737-1738 годах, здесь зафиксировано 64 новокрещеные души. По наблюдениям местного краеведа Д.Васильева, среди кряшен-татар особенно распространенными в те годы были фамилии Тимофеевы и Мамаковы. Так, старокряшены Степан, Егор и Борис Мамаковы значатся и в списках третьей ревизии (1762 г.).
Старожилы утверждают, что на берегу речки Баранки было еще одно, более древнее поселение: местность, где сейчас находится оздоровительный лагерь, до сих пор называют “Иске аул” (“Старая деревня”). Но кто ее населял, никто не знает. По некоторым предположениям, там как раз и жили древние баранджары, принявшие христианство то ли в XII, то ли в XIII веке, а возможно, и раньше.
Сегодня в Красном Баране проживают 417 человек, из них 410 – кряшены. Все они прекрасно говорят по-татарски, дети учатся в татарской школе, но в каждом доме – православные иконы и образа. Завуч Краснобаранской школы Елизавета Биктемирова убеждена: “Мы остаемся татарами, пока нам не запрещают креститься и говорить на родном языке”. Нельзя сказать, что краснобаранцы сильно набожны, но традиции дедов и отцов чтут и уважают. Последние лет десять молодежь стала венчаться в церкви. Раньше ездили в Чистополь, а когда в Алексеевском открыли молельный дом, церковный брак стал заключать там отец Павел, тоже из крещеных татар. Между прочим, поп обслуживает и русских, и чувашей, и других православных, живущих в Алексеевском районе. Службу он ведет на русском языке. Кстати, все краснобаранцы от мала до велика, в отличие от других татар, проживающих компактно в своей среде, говорят по-русски без акцента. Чем это можно объяснить? Вероятно, тем, что Красный Баран окружают одни русские села. Внешне здешние кряшены тоже практически ничем не отличаются от русских, хотя межнациональные браки заключаются довольно редко. За последние годы таких было всего два.
Татарский Крещен Баран вместе с русскими Большими Полянками входит в коллективное сельхозпредприятие имени Бутлерова. Его председатель Фоат Билалов говорит, что ему все равно, какой национальности его подчиненные, лишь бы работник был добрый. Каких-то особых различий между рабочими, живущими в соседних селах, он не видит: и среди тех, и среди этих есть как передовики вроде тракториста Павла Баранова, комбайнера Геннадия Иванова, свинарок Венеры Анисимовой и Евдокии Шишкиной, так и лодыри и пьяницы. Однако в быту, несмотря на принадлежность к одной и той же православной конфессии, эти различия все же проявляются, считает Тамара Иванова, с 1986 года избирающаяся главой Большеполянского Совета местного самоуправления. Если в Больших Полянках народ любит в первую очередь красиво одеться и вкусно поесть, то в Красном Баране большое внимание уделяют жилищу, причем строят дома основательно, на века.
Тамара Федоровна, певунья и знаток местных традиций, рассказала много интересного. У кряшен сохранились обычаи, которых нет ни у русских, ни у татар. Это ритуальные, другие обычаи, которые дают основание краснобаранцам утверждать, что христианство их предки приняли очень давно, возможно, совсем не от своих западных соседей и не исключено, что намного раньше их.
Куда ни кинь – всюду кряшен
Грядущая Всероссийская перепись населения кряшенам оказалась на руку: о них вдруг все заговорили, их проблемами стали интересоваться.
Хотя, если начать разбираться, то особых проблем, присущих только этой этнической подгруппе татар, обнаруживается немного. На что жалуются, например, те же краснобаранцы? Мало или совсем не пишут о кряшенах в татарских газетах и журналах, а если пишут, то иной раз в них допускается оскорбительный тон. Вот, пожалуй, и все. Нет, было высказано еще одно пожелание: создать республиканский кряшенский фольклорный ансамбль. Сделать это, наверное, нетрудно – талантов кряшенам не занимать.
Простой люд, особенно в сельской глубинке, живет совсем другими заботами, и разговоров об отделении кряшен от татар, об ущемлении их национального достоинства, возникающих иногда в крупных городах, не возникает. Здесь, как говорится, это не берут в голову.
Взять, к примеру, представительство кряшен во властных структурах. Все мало-мальски значимые руководящие посты в Красном Баране, начиная от директора школы и кончая заведующим фельдшерско-акушерским пунктом, занимают кряшены. По-другому и быть не может, ведь они составляют 98 процентов населения деревни.
А как в масштабах Алексеевского района? Здесь проживают более 25 тысяч человек, представляющих около 20 национальностей. Среди них почти 6 процентов чувашей, 4 – мордвы, русских около 60 процентов, татар – 30, в том числе 3 процента кряшен. Число, как видите, невеликое: 410 татар-кряшен, как уже сказано, проживает в Красном Баране, 150 – в Алексеевском, 115 – в Лебедино и еще 100 человек в других населенных пунктах. Итого 775 душ.
Много ли среди них руководителей? Судите сами. Заместитель председателя райсовета народных депутатов – Валерий Иванов, заместитель главы районной администрации – Николай Чурин, начальник Алексеевского филиала “Татгазстроя” – Анатолий Типясев, начальник отдела районного образования – Валерий Фадеев, начальник отдела животноводства районного управления сельского хозяйства – Михаил Микушев, глава Б.-Полянского Совета местного самоуправления – Тамара Иванова, директор Билярского транспортного предприятия – Владимир Чернаков… Это далеко не полный перечень, его можно продолжать и дальше. Этих людей на руководящие посты ставили отнюдь не по национальному признаку, а по личным и деловым качествам. Такого принципа придерживается и глава Алексеевского района Алексей Демидов.
– Нас четверо братьев, и все мы, как Демидовы, должны стать большими начальниками, – смеется его заместитель Николай Чурин. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Один из братьев Чуриных уже возглавляет крупнейшее КП “Алексеевское”, другой – сельхозуправление в соседнем Чистопольском районе, третий учится в Казани в аспирантуре. У Чуриных все еще впереди.
И такая обстановка не только в Алексеевском. В соседней Новой Шешме, разговорившись с первым заместителем главы Федором Бурчиным о кряшенах, неожиданно узнали, что и сам он тоже кряшен. Куда ни кинь – всюду кряшен. С Николаем Чуриным и Федором Бурчиным я знаком уже несколько лет, а об их национальности узнал только сейчас, когда вплотную занялся этой темой. Раньше просто нужды не было.
– Да нет такой проблемы – кряшенской! – горячится Федор Тимофеевич. – Все это искусственно раздувается. У нас кряшены компактно проживают в селах Ленино и Утяшкино. Недавно из республиканского бюджета на выполнение “Программы развития и поддержки культуры народов, проживающих в РТ” в район было направлено один миллион рублей. Они пошли на ремонт школы в Ленино, на другие неотложные бытовые нужды кряшенского населения.
Федор Тимофеевич прав: проблемы у всех народов – общие. Малым народностям действительно может грозить исчезновение. Но не из-за чьей-то злой воли, а из-за неблагополучной демографии. И в чувашских, и в татарских, и в русских, и в удмуртских селах рождаемость падает. И никто, кроме самих чувашей, татар, русских, удмуртов, не остановит это падение.
Если вернуться к нашему Красному Барану, то цифры там тоже тревожные. За последний год родилось 7 человек, а умерло 13. В целом по Алексеевскому району соответственно 280 и 320…
Когда сказали, что все 100 процентов выпускников Краснобаранской средней школы однажды поступили в казанские вузы, не поверилось. Потом выяснилось, что школа, в которой учится всего-то 57 детей, ежегодно выпускает по три-четыре человека… Согласно новым инструкциям, если в школе меньше 100 учеников, то она или закрывается или становится девятилеткой. Государство не в состоянии содержать “малокомплектки”, во многих российских регионах переходят на систему “автобус-школа”, когда детей привозят на учебу со всей округи на центральную усадьбу. Краснобаранских учителей такая перспектива пугает. Ближайшая школа находится в Больших Тиганах, а это почти 15 верст.
На следующий год в Красном Баране планировали построить Дом культуры. Как бы этот проект не повис в воздухе! В населенных пунктах с населением менее 500 человек содержание клуба и библиотеки считается нерентабельным. Красный Баран вполне может угодить в разряд неперспективных деревень. Обстановку усугубляет отсутствие работы, охотников горбатиться на току и ферме не находится – денег там все равно не платят. Молодежь перебивается случайными заработками или уезжает на “шабашку”. Если еще и школу закроют, то деревня совсем захиреет. Нечто подобное уже было в начале 70-х годов, когда начали строить КамАЗ. На автогигант кряшены уезжали целыми семьями, причем среди них было много многодетных.
Однако, несмотря ни на что, краснобаранцы сохраняют оптимизм. Директор школы Михаил Захаров уверен, что меньше 50 учеников у него все равно не будет. КамАЗ пережили и это лихолетье, мол, переживем.
Дай-то Бог!
Вместо послесловия
Мы живем в плену мифов и легенд. Наши представления об окружающем нас мире, его истории часто неадекватны. Мы привыкли к шаблонам и стандартам, по которым сверяем свои мысли и ощущения.
В исторической науке и обыденном сознании утвердилось устойчивое мнение, что крещеные татары – не что иное, как продукт миссионерской деятельности Москвы после взятия Иваном Грозным Казани. Дескать, до этого татары были поголовно мусульманами, но после насильственного крещения часть из них перешла в христианство, предав веру своих отцов и дедов.
Такой подход мне кажется примитивным и не отображающим в полной мере всей сложности этноконфессиональной обстановки Волжской Булгарии и Золотой Орды (правильнее, Дешт-и-Кипчака). Ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, рискну высказать свои соображения по этому поводу как гипотезу.
Известно, что Волжская Булгария, которую населяли предки современных татар, была многонациональным и поликонфессиональным государством. Древние булгары придерживались разных верований. В своде булгарских летописей “Джагфар тарихи” (не признанном официальной наукой, кстати, именно потому, что не соответствует привычному шаблону) прямо говорится о том, что булгары, исповедовавшие до этого тенгрианство, разделились по вере на две большие группы: мусульман и христиан. Почему бы нам не допустить, что эти линии сохраняются и поныне и современные кряшены до сих пор ведут одну из них?
Булгарский этнос формировался из разных субстратов: буртасов, берсул, суазов, баранджаров и других. Например, исследуя свою родословную, я выяснил, что мой род происходит из булгарского племени утяк, представленного в основном мусульманскими шейхами. Но другие племена, скажем, те же баранджары или часть из них, могли быть и христианами. Почему мы уверены, что их потомки вымерли? А может, жители деревеньки Крещен Баран как раз они и есть?
Никто не отрицает: насильственная и добровольная христианизация татар была. Но как только представлялась возможность, новокрещены старались вернуться в ислам. Возможно, наиболее стойко держались христианства как раз те, кто с ним был знаком уже очень давно.
И еще один важный момент. Взаимоотношения между представителями различных конфессий в средние века выглядели несколько иначе, чем в наше время. Окунаясь в прошлое, необходимо вносить историческую поправку в свои оценки. В Волжской Булгарии и Золотой Орде относились терпимо к различным религиозным учениям, а иудеев и христиан, как того требовал священный Коран, уважительно называли “людьми Писания”. И иудеи, и христиане, и мусульмане с одинаковым благоговением чтят своего духовного отца – прародителя всех трех авраамистических течений – Авраама, которого мусульмане называют Ибрахимом (мир ему).
Любопытные сведения о нем содержатся и в упоминавшемся уже своде “Джагфар тарихи”. Авраама там называют Авар-Хумом и причисляют к булгарам. Не будем здесь выяснять, насколько правдоподобна эта версия, скорее всего, мы имеем дело с очередной легендой. Но в данном случае важно то, что древние булгары о ней знали. Кто-то верил, что пророк Авраам – Ибрахим – Авар-Хум их предок, а кто-то, наверное, сомневался, но все образованные люди того времени о нем что-то слышали. Причем и булгары-мусульмане и булгары-христиане, которых объединяло как кровное, так и духовное родство через того же пусть и мифического Авар-Хума – отца трех мировых религий. Эта традиция была продолжена и потомками булгар, которые, вобрав в свое этническое тело соседние кочевые племена, стали позже именоваться татарами.
Татары – не единственный народ на Земле, чьи сыны исторически придерживаются разных религиозных взглядов. Поликонфессиональность – признак не слабости, а силы нации, ее зрелости, я бы даже сказал, что это фундамент, на котором зиждились средневековые цивилизации. Булгарская цивилизация оставила заметный след в мировой истории, показав примеры мирного сосуществования на одной территории различных культур и традиций.
К великому несчастью, мир в XXI веке сильно изменился, и не в лучшую сторону. Он стал более жестким и идейно непримиримым. Между различными конфессиями часто возникают конфликты, иногда неразрешимые. У татарского народа есть шанс продемонстрировать всему миру, что между христианством и исламом лежит не пропасть, а всего ручеек, через который можно проложить удобный и надежный мост.