В школах республики, как и по всей стране, в эти дни проходит акция “Детская перепись”. Ее проведение курирует Министерство образования РТ.
Основная составляющая “Детской переписи” – увлекательная деловая игра, которая представляет собой упрощенную модель проведения “взрослой” переписи. Параллельно в некоторых школах объявлен конкурс на “лучшего переписчика”, а победителям обещаны памятные значки с изображением “Веселого ежика” – официальной эмблемы всероссийской “Детской переписи” (см. рисунок).
Деловой игре обычно предшествуют тематические “Уроки переписи”, которые помогут детям узнать об истории переписей населения в нашей стране, о современной демографической ситуации, о зарубежном опыте переписных кампаний. Специалисты Госкомстата РФ рассчитывают, что, узнав в школе о переписи, ребенок обязательно расскажет родителям об учете населения, обратится к ним за помощью в выполнении специальных домашних заданий (составить собственный вариант переписного листа, сыграть сценку с участием переписчика, написать эссе об истории переписей) и тем самым косвенно подготовит взрослых к этому мероприятию.
Подобные формы агитации активно используются, в частности, в Зеленодольском районе. Несмотря на то, что “Детская перепись” официально стартовала в России 9 сентября (то есть ровно за месяц до всероссийской), предстоящей государственной акции зеленодольские педагоги посвятили самый первый урок нового учебного года. Более того, юные самодеятельные активисты сочинили слова и музыку песни, которую назвали “Гимном Всероссийской переписи населения”. Произведение в конце августа представили на суд московского руководства Госкомстата, и оно произвело на гостей неплохое впечатление.
Привлекать юное поколение к столь масштабной акции, как всеобщая перепись населения, сейчас принято во всем мире. Началось все с печального опыта переписи в США 1990 года. Тогда не было учтено более двух миллионов детей. То есть все расчеты на будущее заранее были обречены на крупную статистическую погрешность. При подготовке к переписи-2000 в Америке была развернута грандиозная по размаху кампания “Детская перепись”. Чуть с меньшим размахом аналогичные кампании проходили и в Европе, и в Латинской Америке.
Конечными целями “Детской переписи” являются, во-первых, формирование знаний по процедуре проведения предстоящей переписи населения, а во-вторых, развитие у юных сограждан коммуникативных навыков, инициативы и творческого отношения к делу. Так что, если будущим летом вновь взлетит конкурс в вузах на специальности “социология” и “статистика”, “управление” и “журналистика”, можно будет считать, что свою задачу акция достигла.