В зеркале первого всеобщего “народоисчисления”

Как вы думаете, какое жалованье получал мелкий чиновник лет этак сто назад?

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Как вы думаете, какое жалованье получал мелкий чиновник лет этак сто назад? Скажем точно – 12 рублей в месяц. Факт этот, как свидетельствуют архивные документы, упомянут в связи с самой первой, 1897 года, всеобщей переписью населения Российской империи. А связь тут простая – ровно в такую сумму император повелел оценить работу тогдашних переписчиков. Много ли тогда значили эти 12 рублей? Судите сами: на пять копеек (и это тоже архивная справка) в те стародавние времена можно было купить аж сотню яиц.


И все же масса рядовых счетчиков работала на безвозмездной основе. Их награждали не звонкой монетой, а медалью с императорским вензелем и надписью “За труды по первой всеобщей переписи населения 1897”, которая впоследствии, как подчеркивается в документах, высоко котировалась на рынке нумизматов.


Готовились к первой всероссийской переписи загодя, основательно. С учетом опыта передовых в статистическом деле Западной Европы и Америки. Само положение о переписи было разработано за двадцать лет, а утверждено Николаем II за два года до ее проведения. Любопытно, что научная основа статучета во многом закладывалась известным русским географом, путешественником, статистиком Петром Семеновым-Тянь-Шяньским – именно он всю жизнь хлопотал о том, чтобы “составить точные понятия об условиях народной жизни”.


Петр Петрович даже лично провел пробную перепись в своем родовом имении в Рязанской губернии. Он же вместе с другими русскими учеными разработал переписные листы, которые включали в себя четырнадцать пунктов. В них, помимо основных сведений о человеке (фамилия, возраст, семейное положение, место рождения и постоянного жительства, род занятий и грамотность), отдельные вопросы касались сведений о “важнейших физических недостатках” – слепоте, глухоте и даже “душевной болезни”.


В указе императора об организации переписи специально оговаривалось, что она не служит “подготовительной мерой к новым обложениям налогами и повинностями, а также не влечет за собой никаких льгот”. Ее главная и единственная цель – “привести в известность численность, состав и местное распределение населения империи”.


В этом ее главное отличие от “ревизских сказок” крепостного времени и полицейских “народочислений” после 1861 года (в Московской губернии и Петербурге). В ревизские сказки не вносились, естественно, дворяне, которые были освобождены от налогов, и еще некоторые категории населения: актеры, нижние воинские чины, почтовые служащие. Вот почему результаты переписи были гораздо полнее и точнее. Важно учесть также, что среди четырнадцати пунктов в переписном листе образца 1897 года не было и вопроса о размерах дохода, а лишь об их источниках. Как видим, вполне в духе нашего времени.


В инструкции по проведению первой всеобщей переписи указывалось, что работу эту должны были проводить только лица мужского пола. Но в уездах, где недоставало грамотных мужчин, среди счетчиков были и женщины. Обычно возглавляли группы счетчиков грамотные и известные люди.


Вот что писал своему издателю после окончания кампании один из ее участников – А.Чехов: “… Надоело мне, так как приходилось и считать, и писать до боли в пальцах. Спасибо пятнадцати счетчикам. Работали они превосходно, педантично до смешного. Но начальники, которым вверена была перепись в уездах, вели себя отвратительно, ничего не делали, мало понимали и в самые тяжелые минуты оказывались бесполезными…”


И все же в результате переписи 1897 года, которая длилась две недели, начиная с 28 января (на неделю дольше предстоящей), были получены весьма ценные сведения. По всей России (в современных границах) насчитали 129,9 миллиона жителей. При этом был зарегистрирован перевес (примерно на 6 миллионов человек) женского пола над мужским, мужчин же больше проживало в городах. По социальному составу 77 процентов россиян были крестьянами, 10,7 процента составляли мещане, дворяне и чиновники, лица духовного звания (с семьями) христианского происхождения – 0,49 процента.


Уже тогда в России проживало немало иностранцев – в каждой губернии их насчитывалось от 570 до 2000 человек из 21 страны. И более половины из этого числа – подданные Германии.


И еще такие любопытные данные первой всеобщей переписи Российской империи. Грамотными считали себя 29,3 процента мужчин и 13,1 процента женщин. Подавляющее большинство взрослого населения начиная с 15 лет (65,7 процента) состояли в браке, холостых было в три раза меньше, разведенных – всего три сотых процента. Многие опрашиваемые крестьяне-мужчины просили дополнительно указать, что, помимо основного занятия земледелием, они еще занимаются плотницким делом, бондарным ремеслом или плетут корзины.


При всей недемократичности самодержавного устройства государь-император собственноручно заполнял переписной лист. И, как свидетельствует история, в графе о роде занятий Николай II записал: “Хозяинъ Земли Русской”.


По материалам печати подготовил

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще