Активно обсуждаемая в последнее время в Набережных Челнах тема строительства жилья никого не может оставить равнодушным. Примерно треть избирателей обращаются сегодня к депутатам именно с этой проблемой. Сейчас в автограде в очереди на улучшение жилищных условий – около 35 тысяч человек. Среди них более 5 тысяч семей бюджетников, 1250 многодетных, 800 инвалидов, ветераны, около 8 тысяч камазовцев. Многие уже потеряли надежду, потому что для них ожидание длится всю жизнь, проведенную в Челнах.
Ситуацию в городе чрезвычайно обострили общий рост цен и жилищно-коммунальная реформа. Достаточно вспомнить лишь историю с непомерно высокой оплатой койко-мест в ведомственных общежитиях, где обитает более 10 тысяч человек. А тот факт, что 13% челнинцев до сих пор живут в “малосемейках”, нужно расценивать как социальную проблему не только города, но и республики в целом.
Трудное дело должно быть общим
Масштаб проблемы заставляет задуматься о том, а не пора ли всем имеющим перед людьми обязательства сторонам выработать единое мнение и реализовать совместными усилиями общую жилищную программу. Ее целью должно стать принципиальное решение проблемы, а не частичное сокращение очереди на жилье. Поэтому существующую ситуацию вряд ли смогут кардинально изменить “рамочные” договоренности городской администрации и КамАЗа. Лозунги об их единстве давно пора наполнять реальным содержанием – конкретными делами в интересах горожан.
Жилищное строительство должно вестись в рамках социальной городской программы, механизм реализации которой учитывал бы возможности и заинтересованность в проекте всех ее потенциальных участников. Пока же в этом вопросе превалируют интересы отдельных ведомств, результата не будет.
Несекретное оружие
Бедственное положение обитателей казанских трущоб заставило в свое время Президента М.Шаймиева ввести специальный налог на строительство. За 6 лет существования программы ликвидации ветхого жилья более 22 тысяч казанских семей стали обладателями новых квартир. В общей сложности с помощью “ветхого фонда” в столице было построено 1 миллион 350 тысяч кв. метров жилья.
Идея татарстанского “переселения” была одобрена Президентом России В.Путиным и взята на вооружение некоторыми российскими регионами, которые назвали президентский налог “нравственным” за его социальную суть. Завершение строительства по этой программе в 2004 году позволяет задуматься об использовании его успешно работающей финансовой схемы для реализации других долгосрочных социально значимых проектов жилищного строительства.
С учетом политических и административных изменений, которые неизбежны, сохранение этого налога станет возможным только при перераспределении средств “ветхого фонда” в города республики. Это реальная возможность для массового решения жилищных проблем каждого из них. Лояльное отношение населения позволит сохранить уверенность в том, что средства предприятий, готовых решать жилищные проблемы горожан (в том числе и своих работников), останутся в городе и будут использованы на строительстве новых квартир.
Но апробировать новый проект необходимо еще до 2004 года, чтобы в реальных условиях наладить работу по новой схеме и, если потребуется, внести необходимые поправки и дополнения на законодательном уровне. Для этого средства на реализацию программы необходимо предусмотреть уже в бюджете 2003 года.
Действующий механизм – лучший аргумент
Личный опыт в реализации программы по строительству жилья для молодых семей и участие в работе над соответствующим законом убеждает, что создание успешной модели жилищной программы даже в существующих ныне условиях возможно. В Набережных Челнах в 1998 году был заключен договор с фирмой “Автозаводстрой” на строительство жилья для молодых семей, 27 из которых первыми тогда в республике получили новые квартиры.
С тех пор программа работает, используя именно этот механизм. Он хорошо адаптирован к рыночным условиям и может стать основой для реализации городской жилищной программы. В этом случае его действие необходимо распространить на другие категории населения, сняв возрастные ограничения, и добиться стабильного финансирования, получив определенные государственные гарантии. Для этого программа должна быть принята Набережночелнинским горсоветом и утверждена Кабмином РТ.
В этих условиях реальностью для КамАЗа могут стать слова Президента Татарстана о ежегодном строительстве 1000 квартир для своих работников, а городу не придется довольствоваться полумерами, выдавая от случая к случаю кредиты врачам и учителям. Тем более что новые межбюджетные отношения с Россией сегодня лишают его этих возможностей.
Успех надо программировать
В этом году в Набережных Челнах планируется построить только 52 тысячи кв. метров жилья. Даже в 1998-м, когда выпуск грузовиков на КамАЗе сократился до четырех тысяч, в городе было построено 92 тысячи кв. метров жилья. Как объяснить тот факт, что с того времени объемы строительства в городе падают при ежегодном увеличении выпуска грузовиков и регулярном перевыполнении бюджета? Уже сегодня в Челнах самый низкий показатель обеспеченности жильем по республике – в среднем 16,7 кв.метра на человека. Зеленодольск, например, имея не самую лучшую экономическую ситуацию и довольно скудную городскую казну, с населением в три раза меньшим, рассчитывает построить в этом году 65 тысяч кв. метров. Еще больше строят в Альметьевске (78,5 тыс.) и в Нижнекамске (87 тыс.), не говоря уже о Казани. Всего же в Татарстане в 2002 году запланировано ввести в эксплуатацию более полутора миллионов квадратных метров жилья.
Уровень жизни в Челнах ниже общереспубликанского. Низкая заработная плата не позволяет большинству населения рассчитывать на самостоятельную покупку квартиры. На этом неблагоприятном фоне государству не уйти от своих обязательств перед инвалидами, ветеранами и многодетными. Город может и должен строить жилье. Не ссылаясь на отсутствие ипотеки и не дожидаясь российского закона о ней, нужно предлагать рабочую модель строительства социального жилья.
Предлагаемая программа могла бы стать пилотным проектом в республике. Для этого она должна получить одобрение Президента Татарстана. Иначе ведомственные и административные барьеры могут оказаться непреодолимыми, а участие в проекте республиканского бюджета окажется под вопросом. Политическое решение даст программе шанс получить дополнительное финансирование из российского бюджета, если она будет включена в действующие федеральные инвестиционные проекты. Многое здесь зависит и от усилий депутатов всех уровней.
Как расселить “малосемейки”
“Малосемейки” – это типовые квартиры, в зависимости от количества комнат заселенные двумя и более семьями. Общие кухня, коридор и санузел. Из названия вовсе не следует, что квартиры эти заселены маленькими семьями. Как правило, семья имеет детей и… одну комнату. Сколько вы сможете прожить в таких условиях? Год, два? Люди живут десятилетиями! Им некуда деться. Страшнее всего безысходность и обманутые надежды. Кто считал, сколько семей распалось “благодаря” общей кухне, сколько детских судеб оказались покалеченными из-за соседей-алкоголиков?
Последний раз о расселении “малосемеек” в Челнах говорили осенью 1999 года. Городская администрация тогда обещала решить проблему с помощью средств “ветхого фонда”. Время идет, но ничего не меняется.
Начальным этапом программы городского жилищного строительства должно стать создание полной электронной базы жителей “малосемеек”. Место их работы, социальное и материальное положение, состав семьи дадут представление о том, какие предприятия и учреждения города должны быть больше других заинтересованы в реализации программы. Анализ списка поможет определить и возможную долю их финансового участия.
Расселение “малосемеек” обойдется как минимум в два раза дешевле казанской программы по ликвидации ветхого жилья. Площадь, освобожденная одной семьей, перейдет в собственность другой и будет служить вступительным взносом. Возможны различные схемы погашения кредита. С увеличением объемов суммы возврата будут расти, позволяя компенсировать затраты и вовлекать все новых участников. Этот механизм финансового воспроизводства сейчас оправдывает себя в реализации программы строительства жилья для молодых семей. При обороте в 150 млн. рублей по республике ими ежегодно возвращается уже около 17 миллионов.
Долг платежом красен
Удешевить программу должно и наличие в городе большого количества объектов незавершенного строительства (порядка 500 тыс. кв. метров). После проведения финансовой экспертизы недостроенных жилых домов было бы справедливо рассматривать камазовскую “незавершенку” как составную часть жилищной программы города. Люди, проработавшие на КамАЗе много лет и попавшие под сокращение либо просто вынужденные уйти, так и не решив свои жилищные вопросы, имеют моральное право рассчитывать на жилье. Тем более что государство, являясь владельцем большого пакета акций ОАО, разделяет с ним ответственность перед горожанами – бывшими работниками автозавода.
Еще один немаловажный момент. Сегодня городской строительный комплекс, имея огромные мощности, собственные производственные базы и квалифицированный персонал, лишь 25% строительства ведет на территории города, остальное – за его пределами. В Набережных Челнах нет объемов.
Вот и выходит, что городское жилищное строительство выгодно одним и просто необходимо другим.