Вопрос, вынесенный в заголовок, риторический лишь отчасти. Ибо сегодня молодость ассоциируется чаще не с первой любовью и песнями у туристического костра, а с наркоманией, безработицей, проституцией… По всей стране, что характерно. Охает старшее поколение над нынешними нравами молодых, изменить же ситуацию берутся немногие. Руководство компании “Татнефть”, например, проанализировало ситуацию в регионе своей деятельности еще в середине девяностых годов. Некогда высокий престиж профессии нефтяника стремительно падал, молодые больше шли на заработки в палатки, на рынки – там и рубль легче дается, и работа почище. Старение кадрового состава компании – налицо. А кто же будет качать “черное золото” для страны?
В 1997 году в “Татнефти” приняли новую концепцию кадровой работы, начали возрождать забытые было формы. В кадровых службах крупных предприятий компании ввели должности инженеров по работе с молодежью. Возобновились контакты со школами, снова стали применяться целевые направления лучших выпускников в вузы, именные стипендии. Эффект, конечно, был, но в компании 22 тысячи сотрудников в возрасте до 33 лет. И среди них выделились люди амбициозные, представлявшие свое будущее не просто работой “от звонка до звонка”. Мыслящие уже категориями карьеры, благосостояния, с серьезным интересом к нефтяному бизнесу, науке, дополнительной учебе…
– В 1999 году, – рассказывает Рифдар Хамадьяров, 27-летний председатель молодежного комитета “Татнефти”, – инициативная группа сформировала координационный совет по созданию концепции молодежной политики компании. К работе подключились социологи, преподаватели вузов. И уже в соответствии с утвержденной в компании “Концепцией молодежной программы на 2000-2005г.” был образован оргкомитет, который выдвинул идею создания молодежной организации. Ее поддержали, были разработаны уставные документы, и в ноябре 2000 года конференция молодых работников создала молодежную организацию ОАО “Татнефть”. Вскоре по Татарстану распространились слухи, что “Татнефть” чуть ли не комсомол у себя возродила. Поэтому сразу хочу уточнить: мы не политическая организация, а коллектив единомышленников, преследующих экономические и социальные цели: повышение роли молодежи в производственной и общественной жизни “Татнефти”, рост ее материального уровня жизни и социального статуса. Проще говоря, объединились, чтобы создать условия для максимальной отдачи от каждого молодого сотрудника компании. Но, как известно, отдача возникает только от определенных инвестиций. Поэтому организация как бы заключила договор с администрацией: вы нам помогаете в быту, учебе – мы возвращаем долг высококвалифицированным трудом. Ведь понятно: лучше работает тот, кто накануне отдохнул в собственной квартире, а не в комнатушке на троих в “общаге”!
С жилья и начали. Молодежный комитет представил расчеты, и сейчас компания проектирует в трех городах по дому с однокомнатными квартирами. Их обитатели будут стоять в общей очереди на квартиры, но при этом не ютиться по чужим углам, а иметь скромное, но свое, жилье. Молодым семьям в сельской местности стали давать беспроцентные ссуды на строительство собственных домов – это закрепит кадры на промыслах. И сельчанам, и горожанам выдаются ссуды на покупку мебели.
В этом году ряд пунктов, касающихся социальных гарантий и защиты прав молодежи, внесен в коллективный договор между администрацией и профсоюзом “Татнефти”. Впервые в истории компании.
– Это ощутимый результат работы молодежной организации, – считает Рифдар. – Но не единственный. На наши мероприятия в этом году впервые выделены средства из бюджета. Назову два основных – конкурс профессионального мастерства молодых рабочих и научно-практическая конференция (для специалистов). Конференция проводится на базе нефтегазодобывающего управления “Альметьевнефть”, которому в этом году исполняется 50 лет. Она открыта для всех компаний: уже пришли работы из ТНК и ЛУКОЙЛа.
Еще один аспект – работа молодежной организации со студентами, прежде всего Альметьевского нефтяного института. Тут стоит задача максимально уменьшить период адаптации выпускника на производстве, т.е. знакомить его с будущей профессией еще на студенческой скамье. Скажем, в прошлом году первое место на одной из конференций заняла работа студентки 4-го курса Казанского финансового института, сегодня она уже работает в компании.
– Конечно, наша работа пересекается с кадровой, но это скорее “плюс” молодежному комитету, чем “минус”, – говорит Рифдар Хамадьяров. – С первой минуты в компании человек оказывается в центре внимания молодежной организации. Молодые специалисты обучаются в школах управления производством при подразделениях компании, по завершении которых защищают рефераты: авторы лучших попадают в резерв кадров. За молодыми рабочими закрепляются наставники, которые помогают им скорее влиться в коллектив. Отдел кадров расписывает каждому новичку план стажировки на рабочем месте, мы же помогаем, чтобы этот процесс прошел с наибольшей пользой. Попутно прививаем молодому человеку элементы корпоративной культуры, в “Татнефти” возобновлены обряды посвящения в молодые рабочие и специалисты. Кстати, в прошлом году создан центральный совет молодых специалистов, который нацеливает свежеиспеченных инженеров на решение самых актуальных для компании проблем. Так что мы частично “куем кадры”, к нашему мнению прислушиваются при продвижении молодого специалиста.
… Действительно, местами работа молодежной организации “Татнефти” смахивает на комсомольскую. Но так ли это плохо? Вспомним известных бизнесменов и политиков, прошедших школу комсомола, – длинный список получится! И если такую команду, да вырастить в одной компании – перспективам ее можно только позавидовать. Конечно, молодым везде нелегко, но почему в “Татнефти” не может быть легче? На сегодня это единственная компания в “нефтянке” России, вкладывающая в воспитание молодежи не только отеческие наставления, но и немалые средства. А выбрасывать деньги на ветер в “Татнефти” не принято.
Валерий ИЛЬИН.
“Солид-инфо”.