Главный подрядчик строительства Казанского метро – “Казметрострой” – приостановил работы в районе станции Площадь Тукая вовсе не потому, что на пути метростроевцев встала непреодолимая преграда в виде карстового слоя. Муссируемые в последние дни слухи по поводу обнаружения здесь карста опровергли участники прошедшего во вторник в Кабинете Министров республики брифинга.
Как сообщил начальник КУП “Казметрострой” Марат Рахимов, подземные воды, прорвав под воздействием высокого давления водоупорный слой, вырвались наружу. Воду удалось откачать в течение суток. Сейчас идет восстановление и укрепление “водоупора”. И к ноябрю появится возможность приступить к проходке в направлении станции Кремлевская. А до этого следует основательно укрепить фундаменты нескольких зданий на улицах Свердлова, Профсоюзной и Баумана, на что предполагается потратить около 60 млн. рублей. Данный перегонный тоннель (проектной длиной 1580 метров) будет прокладываться на глубине 31 метра, так что необходимости в переносе имеющихся подземных коммуникаций нет.
Труднее придется при строительстве станции Кремлевская, место под которой отличается большой концентрацией горных доломитов и сильным водопритоком. К тому же татарстанцев не устраивает вариант, предложенный “Росглавэкспертизой”, – от Кремлевской тянуть тоннель под акваторией Казанки. “Мы все-таки надеемся отстоять наше старое техническое решение – соорудить через реку метромост”, – сказал вице-мэр Казани Олег Антосенко.
Первый пусковой участок “подземки” протяженностью 8,67 километра, в который входят пять станций (Горки, Ометьево, Суконная слобода, Площадь Тукая, Кремлевская) и четыре перегонных тоннеля, будет сдан вовремя, а именно – к 30 августа 2005 года, то есть к 1000-летию столицы республики. В этом О.Антосенко и другие участники брифинга не сомневаются.
Пока же в стадии строительства находятся станции Площадь Тукая и Суконная слобода, электродепо, инженерный комплекс, переход между Ометьево и Горками. На сегодняшний день выполнено работ на сумму 1,2 млрд. рублей, а стоимость всего пускового комплекса составляет 14 миллиардов. Правда, изначально проектом предусматривалось прокладывать “подземку” с помощью двух “щитов” (тоннелепроходческих комплексов). До сих пор действовал лишь канадский “Ловат” (прозванный у нас “Сююмбике”). Недавно из Самары прибыл еще один “щит” (бывший в употреблении), который вскоре приступит к работе – будет эксплуатироваться на участках, отличающихся сухими грунтами. Значит, скорость проходки возрастет.
Дополнительно предстоит закупить оборудование для химического закрепления грунтов (так как гидрогеологические условия местности весьма сложные), горнопроходческое оборудование, спецтехнику. Если все необходимое будет в наличии, не возникнет проблем с поступлением денежных средств, то при напряженном графике работ (а метростроители трудятся в круглосуточном режиме) в намеченные сроки уложиться должны, считает М.Рахимов. Главное – нужно доукомплектовать персонал до трех тысяч человек. Сегодня на метрострое занято 850 человек, а это при нынешних объемах работ очень мало.
Раньше финансирование строительства всех региональных метрополитенов осуществлялось из местных и федерального бюджетов на паритетных условиях. Сейчас соотношение изменилось не в пользу субъектов Федерации: восемьдесят процентов к двадцати. В данном случае Татарстану повезло: еще 20 процентов ему причитается в соответствии с федеральной целевой программой по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. По защищенным объемам финансирования казанский метрострой уступает лишь московскому и питерскому. По крайней мере, дорогостоящий “Ловат” смог выкупить только Татарстан. К примеру, Нижний Новгород и Красноярск пока не в состоянии полностью расплатиться за канадское оборудование. А Москва полтора года растаможивала заморский “щит” и надеется вскоре привести его в движение.
Однако, по словам представителя заказчика метростроя – исполняющего обязанности начальника управления по строительству Казанского метрополитена Александра Ярлыченко, из республиканского бюджета в текущем году получено всего процентов пять от запланированного на 2002 год одного миллиарда рублей. Центр выделил все обещанные средства – почти 314 миллионов.
На вопрос журналистов – не закончится ли казанский метрострой первым пусковым участком? – председатель столичного комитета по транспорту и связи Шамиль Гильманов ответил: “В Минтрансе и Минэкономразвития России защищена программа строительства Казанского метрополитена до 2015 года. А схема линий метро утверждена до 2024 года, то есть до этого времени должны быть запущены три линии общей протяженностью 42 километра”.