Перепись в нашем государстве впервые упоминается в “Повести о князе Михаиле”, относящейся к началу XIII века. В ней речь идет о нашествии Батыя: после того как население Киева разбежалось, оставшиеся в городе “сочтоша… в число и начата на них дань имати”.
Свидетельств о переписях в доордынскую эпоху не сохранилось, однако известны древние единицы русского налогообложения – “рало”, “плуг”, “соха”. Позднее единицей налогообложения стало хозяйство – “двор”, а переписи получили название “подворные”.
С середины XVI века в России уже существовало центральное государственное учреждение, которое контролировало изменения в сфере землевладения, производило описания земель и переписи населения, – Поместный приказ. А с XVII века стали составляться переписные книги – сводные документы подворных переписей мужского населения тяглых дворов, где помимо “тягла” – “подати” – обязательно указывались возраст и родственные отношения.
Петровские реформы с неизбежностью затронули и область налогообложения, и процедуры статистического учета. Податная реформа 1718 года началась с указа Петра: “Взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…” На сбор “сказок” (списков) ушло три года, а затем еще три года шла проверка – “ревизия” статистических данных.
Итак, с 1718 года в России стали проводить регулярную перепись населения – “ревизию душ”. Всего таких ревизий было десять – последняя состоялась в 1857 году. Ревизии были хороши именно своей регулярностью, давая возможность следить за динамикой численности населения. Однако сведения они содержали весьма неточные, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только “приписных”, то есть тех людей, которые числились в списках для уплаты подати. В этом и заключается разница между переписями прошлого – цензами, “числами”, “страшными судами”, ревизиями – и современными, научно организованными статистическими обследованиями. Первые учитывали только налогоплательщиков, вторые – всех жителей.
В новое время первая “настоящая”, то есть всеобщая, перепись населения состоялась в колонии Новая Франция (Квебек) в 1665 году. В США полной переписью занялись в 1790 году – она проходила под руководством государственного деятеля и просветителя Томаса Джефферсона. Семнадцать полицейских чиновников, сопровождаемых многочисленными помощниками, путешествовали по стране и, посещая домовладения, собирали ответы на шесть вопросов: полное имя домовладельца, количество свободных белых мужского пола от шестнадцати лет и старше, количество свободных белых мужского пола моложе шестнадцати лет, количество свободных белых женского пола, количество прочих свободных лиц, количество рабов.
Спустя тридцать лет настало время переписей в Италии, Испании, Англии, Ирландии, Австрии, во Франции. В 1851 году прошла перепись населения в Китае, затем в Японии (1871) и, наконец, в России.
После реформы 1861 года Россия постепенно стала переходить к научно организованному учету населения. Поначалу это были переписи в отдельных городах и губерниях (чаще всего они проводились в Москве и Петербурге). Таких местных переписей прошло не менее двухсот, однако многие из них так и не оставили о себе следа, кроме разве что года проведения, поскольку материалы их не были опубликованы.
Единственная всеобщая перепись населения Российской империи состоялась, как известно, в 1897 году. О том, какое значение придавалось этой процедуре, свидетельствует хотя бы тот факт, что 21 ноября 1896 года царь Николай II высочайшим повелением учредил медаль “За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года” для пожалования лицам обоего пола. Награда чеканилась на Санкт-Петербургском монетном дворе из темной бронзы и имела диаметр 29 миллиметров. На лицевой стороне между двумя лавровыми ветвями помещались вензель Николая II под императорской короной и надпись: “Первая всеобщая перепись населения”. Спрос на медаль оказался немаленьким, ведь отчеканено было всего-то 95 тысяч экземпляров. Напомним, что такую медаль получил и Антон Павлович Чехов, немало поработавший на этой переписи (хранится в его Доме-музее в Ялте).
Первая советская перепись была проведена в 1920 году. Она нечасто упоминается в перечислениях российских переписей XX века, поскольку охватила только 72 процента населения: в некоторых районах еще шла Гражданская война. Однако и 72 процента охвата в стране, пораженной разрухой, – серьезные цифры.
В дальнейшем в Советском Союзе прошли еще семь (а по сути – шесть) переписей: в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах (то есть приблизительно раз в десятилетие). Малый промежуток между переписями 1937 и 1939 годов имеет свое, весьма трагическое объяснение. В сущности, можно говорить даже об одной переписи, а не о двух. “Вождь народов” остался очень недоволен результатами переписи 1937 года: картина победившего социализма как-то не очень победно выглядела в статистических красках. Поэтому статистики-“вредители” отправились в лагеря, а процедуру провели повторно в 1939 году. Возможно, новые, “правильные” результаты читались бы как песня, этого никто не знает: довести до конца обработку собранных материалов не удалось – началась Великая Отечественная война…
По материалам печати подготовил