Народные депутаты Республики Татарстан – люди образованные, есть среди них кандидаты и доктора наук. И все же образование и понимание этических норм – не одно и то же. Не случайно же Лев Толстой однажды сказал об одном человеке, что его дурость усугублялась тем, что он окончил два университета.
На протяжении двух последних созывов обязанность курировать соблюдение этических норм нашими парламентариями возложена на Комиссию Госсовета РТ по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики. Судя по отсутствию каких-либо громких дел, скандалов и разбирательств, народные избранники стараются придерживаться стандартов поведения. Минеральной водой оппонентов никто не поливал, борцовских приемов, по примеру депутатов Государственной Думы РФ, к коллегам не применял. Впрочем, сегодня вообще трудно понять, нарушена этическая норма или нет. Ведь как таковые понятия “что такое хорошо и что такое плохо” для депутата не узаконены ни на федеральном, ни на республиканском уровнях.
По словам председателя названной выше комиссии Мидхата Курманова, нынешний состав Госсовета ведет себя этичнее предыдущего.
– Случаев, как в 1990-95 годах, когда депутаты попадали в медвытрезвитель или привлекались за мелкое хулиганство, теперь не встречается, – говорит он.
За два последних года на заседание комиссии приглашали депутатов, на которых поступили жалобы избирателей. Характер жалоб – использование непарламентских выражений. По словам М.Курманова, с этими депутатами были проведены воспитательные беседы и они пообещали впредь быть более сдержанными.
– Бывает, что к нам и письма поступают, – продолжает М.Курманов, – о том, что депутат прием не ведет и, как кажется некоторым избирателям, не исполняет свои депутатские обязанности. Например, одна женщина написала, что вместо депутата прием ведет его помощник и, несмотря на ее многочисленные просьбы, ей так и не помогли. Мы проверили и выяснили, что эта женщина регулярно записывается на прием и просит заменить ей то дверь, то батарею, то еще что-то. И такие случаи – не редкость. Увы, избиратели, как правило, приходят на прием решать свои бытовые вопросы. Дверь той женщине все же помогли заменить. Но ведь депутат Госсовета должен принимать законы, которые отвечают интересам всей республики. А бытовые проблемы должны решаться местными администрациями.
И все же, если депутат прием не ведет, как законодатель работает из рук вон плохо, к кому должны обращаться избиратели?
– По идее, и не к кому, – говорит М.Курманов. – В законе о статусе народных депутатов Республики Татарстан записано, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отзыва его избирателями на основе закона РТ. Но такой закон так и не был принят. Так что, если даже избиратели соберут подписи с целью начала процедуры отзыва депутата, идти им не к кому. К сожалению, и в Регламенте Госсовета эта процедура не прописана. Именно поэтому я предлагал ввести в Регламент несколько статей о том, чтобы возложить на Комиссию по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики обязанность по контролю депутатов – как они осуществляют прием граждан. Но предложение не было принято.
Я готовлю сейчас проект закона о депутатской этике, который, с одной стороны, предписывает депутатам выполнять свои обязанности, с другой – защищает их. Недавно одного депутата инспекторы ГАИ обыскали и продержали 20 минут на стационарном посту. Депутат несколько раз просил сержанта-“гаишника” четко представиться, а тот отвечал: “Я тебе чо, попугай, что ли!”
Самый распространенный вид нарушителей в Госсовете Татарстана – прогульщики. Хорошо знают парламентские журналисты и тех депутатов, которые приходят на сессию лишь для того, чтобы отметиться: во время пленарного заседания они читают газеты, решают кроссворды и переговариваются по сотовым телефонам. А когда из зала уходит Президент, исчезает и часть депутатов.
Кстати, в 1991 году в Верховном Совете Татарстана как-то вывесили графики посещения депутатами заседаний постоянных комиссий. Прогулы были отмечены черными квадратиками, посещения – белыми. В результате графики провисели не больше часа, ибо по ним без труда можно было сделать вывод, что большинство заседаний комиссий были проведены без соответствующего кворума.
– В нынешнем созыве ситуация получше, – считает М.Курманов. – И все же было немало случаев, когда заседания приходилось задерживать на час-другой или вовсе их откладывать. Вся загвоздка в том, что претензии к депутатам могут предъявить только их избиратели. А для того чтобы они знали о таких депутатах, надо об этом открыто говорить. Например, публиковать списки прогульщиков в печати. По истечении первого года работы депутатского корпуса этого созыва так и сделали: был проведен анализ посещаемости депутатами заседаний Госсовета и комиссий, а данные опубликовали в печати. Посещаемость заседаний сразу же стала практически стопроцентной.
По данным организационного управления Аппарата Госсовета РТ, в первом полугодии этого года не посетили ни одного заседания парламентской комиссии генеральный директор АО “Татнефть” Ш.Тахаутдинов, глава администрации Атнинского района Г.Хакимов, председатель совета директоров санатория “Санта” И.Саввиди и бывший генеральный директор КамАЗа И.Костин. Присутствовали один-два раза главы администраций Казани, Балтасинского и Чистопольского районов К.Исхаков, М.Зарипов и В.Козлов, начальники НГДУ “Бавлынефть” Г.Ганиев и Казанского отделения Горьковской железной дороги И.Белов, генеральные директора ООО “Нур” при КП “Маяк” М.Сагдиев и ОАО “Челны-хлеб” Р.Юнусов.
В следующем созыве, когда в парламенте начнут работать на постоянной основе 50 депутатов, по мнению М.Курманова, вопрос о кворуме ставиться уже не будет. В противном случае у парламентариев станут удерживать часть зарплаты. Если, конечно, такая норма будет закреплена в республиканском законе о депутатской этике.
Между прочим, по словам депутата Государственной Думы РФ от Татарстана Михаила Рокицкого, именно так поступают в парламенте Великобритании. Сейчас комиссия Госдумы по этике занимается разработкой “кодекса чести” для российских депутатов. Как федеральных, так и региональных. А в начале нынешнего года М.Рокицкий в составе комиссии летал за опытом в Англию (кстати, за счет приглашающей стороны). Так вот, там каждый госслужащий, включая министров, носит в кармане пиджака специальную памятку, где изложен кодекс публичного политика. Кодекс невелик, но емок. Семь положений: бескорыстие, принципиальность, беспристрастность, подотчетность, открытость, честность и лидерство. За соблюдением этих правил следят два комитета – по стандартам публичной сферы при кабинете министров и по стандартам и привилегиям в палате общин. Первый может своим решением принудить министра (и любого другого чиновника) подать в отставку. Второй, занимающийся поведением парламентариев, выносит вопрос на рассмотрение палаты, которая, в свою очередь, может лишить депутата права посещать заседания на срок до нескольких месяцев без сохранения (!) зарплаты. Но для британской практики деньги не главное – после такого случая депутат уже вряд ли будет переизбран.
На взгляд М.Рокицкого, при обсуждении кодекса парламентской этики один вопрос у депутатов вызовет принципиальное возражение – нужно ли, как в зарубежных странах, возлагать на комитет по этике борьбу с коррупцией внутри самого парламента? Парламентарии в Великобритании обязаны ежегодно представлять информацию обо всех финансовых поступлениях и собственности. Если на обсуждение выносится вопрос, в котором член парламента был или может быть сейчас или в дальнейшем лично заинтересован, он обязан заявить об этом до начала обсуждения. Членам британского парламента также “запрещено брать плату за выступление в палате, за голосование, за парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий”.
Правда, как считает М.Рокицкий, надо различать хорошее лоббирование и плохое. “Я всю жизнь по мере сил и возможностей лоббировал и буду лоббировать детское здравоохранение, – говорит он. – Можно, конечно, лоббировать что-то другое и получать за это вознаграждение. Но в любом случае закона о лоббировании в нашей стране пока нет”.