За год до вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности стало известно, в какую сумму обойдется это полезное нововведение российским водителям. Полис ГО с лимитом ответственности 400 тыс. руб., по предварительным расчетам, будет стоить в провинциальных городах 20-25 долларов. Об этом сообщили представители совета Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта (РАСОВТ).
При расчетах стоимости полиса в РАСОВТ не принимали во внимание ни мощность двигателя, ни социальную справедливость. “Как показывает статистика, это не имеет смысла, – пояснил директор ассоциации Андрей Слепнев. – Поэтому для легковых автомобилей мы разработали всего две тарифные группы, которые различаются на 20 процентов”. Для грузовых автомобилей и транспорта специального назначения тарифных ставок будет больше. Директор РАСОВТ не исключил, что по примеру европейских стран для тех, кто ездит без аварий, будут установлены специальные скидки.
В РАСОВТ уверены, что только компании, объединенные в профессиональную организацию, смогут создать эффективный механизм страхования, которое станет обязательным с 1 июля 2003 года.
По словам председателя ассоциации Игоря Жука, “буквально через два месяца будет доступен устав этой организации и ясен состав”. Сейчас в РАСОВТ работают над выработкой принципов и механизмов будущего массового страхования гражданской ответственности водителей. Как подчеркнули представители ассоциации страховщиков, участвовать в обязательном автогражданском страховании по карману далеко не всем компаниям. “Это тот случай, когда инвестиции требуются до получения премий, – сказал Жук. – В России сначала все хотели заниматься этим. Когда появился текст закона, количество желающих убавилось, сейчас же реально только 50 компаний могут принять участие в исполнении закона”.
По словам председателя РАСОВТ, требуются вложения в инфраструктуру: аренду помещений, дополнительный набор персонала и его обучение, разработку информационных систем и, что немаловажно, создание служб безопасности для борьбы со злоупотреблениями. Предварительные затраты оцениваются в 100 – 150 млн. долларов. Ассоциация намерена также создать и специальный компенсационный фонд, выступая гарантом по обязательствам тех своих членов, которые окажутся не в состоянии расплатиться с клиентами.
Когда речь идет о таком массовом мероприятии (по прогнозам, общий объем этого сегмента страхового рынка достигнет 600 – 700 млн. долларов в год), не обойтись без максимальной унификации правил и методик. РАСОВТ предлагает ввести в практику так называемые “европейские протоколы”. Предполагается, что до суда будут доходить только самые сложные и спорные аварии. Участникам же мелких ДТП будет предоставлена возможность разъехаться с миром, даже не вызывая сотрудника ГАИ. Им достаточно будет самостоятельно описать ущерб на бланках, прилагающихся к полису. А страховые компании сами определят виновного и размер ущерба заочно: типичные ДТП и степени виновности будут стандартизированы по специальным схемам. Таким образом, по примеру многих европейских стран будет максимально упрощен процесс досудебного разбирательства и возмещения ущерба от незначительных ДТП, которых в милицейской статистике большинство. Директор РАСОВТ Андрей Слепнев сказал, что форма “европейского протокола” уже разработана и в ближайшее время ассоциация намерена согласовать эти документы с МВД и Минфином.
Как рассчитали в РАСОВТ, в первые полгода действия закона за полисами “в добровольно-принудительном порядке” придут около 10 миллионов человек. Это те, кто будет проходить техосмотр или регистрировать авто (с 1 июля 2003 года без полиса это сделать будет невозможно), и просто законопослушные водители. В 2004 году страховщики ожидают уже 27 миллионов клиентов. Впрочем, как предвидят страховщики, 10 – 15 процентов водителей вообще не придут страховаться ни за какие деньги. Просто по причине менталитета, отвергающего лишние, на их взгляд, траты.
Ф.БАРОНИН.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.