Не исключено, что уже с 2004 года значительная часть наших граждан, проживающих в приватизированных квартирах и частных домах, будет платить единый налог на недвижимость. Пока говорить о конкретных ставках еще рано. Однако уже ясно, что по крайней мере для некоторых категорий домовладельцев он окажется весьма ощутимым.
Налог на недвижимость в перспективе должен стать одним из основных налогов. Такой вывод можно сделать по итогам обсуждений в Совете Федерации результатов эксперимента по налогообложению недвижимого имущества, который вот уже несколько лет проводится в Великом Новгороде и Твери.
Эксперимент начался еще в 1999 году. По замыслу авторов идеи, новый налог должен прийти на смену трем ныне действующим: налогу на земли и налогам на имущество юридических и физических лиц.
Необходимость такой формы налогообложения власти обосновывают тем, что она будет в первую очередь способствовать развитию рынка недвижимости и особенно земельного рынка. Налог также будет стимулировать более эффективное использование как зданий и помещений, так и земельных участков. Фактически же речь идет о продолжении налоговой реформы и вытеснении трудно собираемых косвенных налогов прямыми. Ведь дом, земельный участок, в отличие, например, от прибыли, с помощью черной кассы или двойной бухгалтерии не скроешь. Поэтому во всем мире этот налог считается наиболее собираемым и одним из самых стабильных.
Как развивается ситуация у нас? Опыт Великого Новгорода и Твери если о чем-то и говорит, то прежде всего о том, что пока его распространение на другие регионы вряд ли возможно. Например, в связи с тем, что за последнее время существенно возросли размеры земельного налога, действующие в городе ставки налогообложения недвижимости приводят к потерям налоговых поступлений. Выявилось и множество организационных неувязок, и прежде всего в работе различных ведомств. Каждое из них имеет свои правила и свой порядок регистрации имущества и формирует необходимую для этого собственную информационную базу. При этом все они никак не связаны между собой. Недвижимое имущество регистрируется в одной организации, земельные наделы – в другой. Единый же налог на недвижимость требует от федеральных и местных властей коренного изменения в сфере регистрации и учета собственности и взимания с нее налогов, создания общей информационной системы. В противном случае учет недвижимости никогда не станет полным и бюджеты будут терять значительные средства.
Появление налога на недвижимость неизбежно приведет к существенным изменениям во всей жилищной сфере. Согласно статье 36 Земельного кодекса для приобретения в общую долевую собственность земельного участка требуется совместное обращение всех домовладельцев. Иными словами, чтобы собирать единый налог на недвижимость, население надо “сгонять” в кондоминиумы, которые и станут платить за землю под домами (сейчас она находится во владении муниципалитетов). А что делать с теми, кто не пожелает присоединиться к кондоминиуму? Зачислять их туда в обязательном порядке, как некогда крестьян-единоличников записывали в колхозы? Но если не все жильцы одного дома будут состоять в кондоминиуме, то одним придется платить налог за других, по крайней мере в той его части, которая приходится на землю.
Кроме того, во многих наших домах владельцы квартир перемежаются с их арендаторами. А на них налог на недвижимость не распространяется. Как в таких случаях формировать жилтоварищества? Ясного ответа, как поступать в этом случае, тоже пока нет. Но немало проблем создает появление кондоминиумов и у городских властей, так как вынуждает местные власти провести межевания городской территории – мероприятие более чем затратное. И скорее всего, у многих городов средств на него в ближайшее время не найдется.
Есть в этом вопросе и другая сторона, которая самым прямым образом затрагивает интересы подавляющего большинства россиян. Опыт того же Великого Новгорода говорит о том, что для полноценного введения этого налога необходимо скорейшее завершение бесплатной приватизации жилого фонда.
Переход на единый налог на недвижимость связан с переходом на оценку квартир по рыночной стоимости. Сейчас БТИ оценивает их, исходя из своих мало кому понятных критериев. В итоге эта расчетная цена как минимум в несколько раз ниже продажной. Но именно с нее и взимается сейчас налог, который может уплатить практически каждый.
В этой связи у миллионов российских собственников жилья не может не возникнуть серьезного беспокойства: а не приведет ли введение единого налога на недвижимость к тому, что им придется платить его в гораздо больших размерах с рыночной стоимости жилья? Заместитель министра Минэкономразвития Аркадий Дворкович считает, что в данной ситуации наиболее целесообразный подход заключается в том, что жилье необходимо оценивать по рыночным критериям, но налоговая ставка при этом должна быть такой, чтобы затраты квартировладельцев по сравнению с нынешними не возрастали. Этот принцип должен применяться по отношению примерно к 80 процентам граждан. Что же касается собственников элитного жилья, то для них уровень налогообложения будет выше среднего. Это тем более необходимо, что сейчас у них налог на недвижимость очень маленький.
Аркадий Дворкович надеется, что, несмотря на все сложности, к началу 2004 года будут приняты основные нормативные акты по введению налога и он начнет на первом этапе применяться в 5-6 наиболее подготовленных к этому регионах.
Федор БАРОНИН.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”