На первый взгляд, это может показаться странным. Где-то в далеком Актаныше, в самом восточном районе Татарстана, где не только о сравнительно новом для нас явлении – молодежном экстремизме, но и, увы, об уже ставших привычными для больших городов детской наркомании и алкоголизме читают только в газетах, Президент Татарстана Минтимер Шаймиев вдруг поднял разговор о скинхедах. Причем на самом представительном республиканском форуме – августовской педконференции, куда традиционно съезжаются руководители практически всех властных структур Татарстана. А на сей раз вместе собрались и Президент, и Премьер-министр, и Председатель Госсовета РТ. Такое случилось, кажется, впервые.
На самом деле проблема национальной и религиозной нетерпимости, молодежного экстремизма сегодня чрезвычайно актуальна, и не только в России, но и во всем мире. Реакция на африканских и азиатских иммигрантов в Западной Европе становится важным инструментом политики, что показали президентские выборы во Франции, Дании и Нидерландах, где ультранационалистические партии получили неожиданно большую поддержку. Влиятельная американская газета “Вашингтон пост” опубликовала на днях большую статью, анализирующую природу политического экстремизма в России. Газета приводит жуткие картины армянских и еврейских погромов, избиений иностранных подданных – выходцев из азиатских и африканских стран. “Ситуация очень плоха для нас”, – сказал посол из Габона на недавней встрече с российским министром иностранных дел Игорем Ивановым. Иностранцы боятся ходить в рестораны, театры, парки. Газета утверждает, что нападения на иностранных подданных увеличились в последнее время на треть. По официальным данным, в России 7 тысяч скинхедов, по неофициальным, в одной только Москве их 25 тысяч.
Как заявил Минтимер Шаймиев, этноконфессиональной напряженности в Татарстане нет, подобным проявлениям у нас поставлен мощный заслон. Но расслабляться все равно нельзя. Не позволяют это сделать и недавние трагические события в Буинске и Нурлате. Молодежный экстремизм – это джинн, которого нельзя выпускать из бутылки. Обратно его загнать в нее будет очень трудно. Озаботиться этим должны все, начиная от военкоматов и кончая ветеранскими и молодежными организациями, подчеркнул Президент.
Настоящий политик адекватно реагирует не только на текущие события, но и прогнозирует будущие, не позволяя зарождаться негативным явлениям. В сознании некоторых молодых людей – полная неразбериха. В этом повинна и школа, точнее, преподавание общественных дисциплин, в частности истории, считает Президент. По его мнению, в методике преподавания этой важной школьной дисциплины, формирующей неокрепшие умы наших детей, нет единого концептуального подхода. Особую тревогу вызывает трактовка истории русско-татарских отношений. В федеральных учебниках иногда сохраняется старый подход, присущий советским временам и унижающий достоинство татар. А в республиканских учебниках, наоборот, наблюдается перекос в сторону подробного освещения каких-то второстепенных деталей, мало относящихся или совсем не относящихся к истории татарского народа. Разобщены татары, живущие в Татарстане, и со своими соплеменниками, осевшими в других российских регионах. Первые не знают истории вторых, а вторые плохо осведомлены о прошлом первых. Не разработана история кряшен, чувашей, марийцев и других народов нашей республики. Все это оказывает негативное воздействие на сознание молодежи. Видимо, пришло время, заметил М.Шаймиев, нашим и московским ученым собраться вместе и выработать общие подходы, чтобы не вносить сомнение и сумятицу в умы детей. Школы не должны сеять зерна экстремизма, ребятам нужно прививать уважительное и толерантное отношение ко всем народам, проживающим на территории России.
Другая беда наших школ – отсутствие в них молодых педагогов. Как бы опытны ни были старые учителя, разрыв поколений между ними и их воспитанниками все равно будет чувствоваться. Иногда вчерашний выпускник педвуза намного быстрее находит путь к сердцу и душам своих учеников и оказывает на них гораздо большее влияние нежели педагог-ветеран. Увы, молодежь в школу, в том числе сельскую, идти работать не хочет, повсеместно происходит старение педколлективов. Видимо, нужно искать новые формы подготовки молодых кадров, например, заключать трехсторонние соглашения между районными администрациями, вузами и выпускниками школ, чтобы была гарантия, что в будущем они будут работать по избранной специальности. В качестве примера М.Шаймиев привел инициативу Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, которое стало готовить кадры для своей отрасли именно по такой схеме. А чтобы обеспечить молодых жильем, нужно предоставить им льготное кредитование. Разработать соответствующую программу Президент тут же на конференции поручил министру финансов РТ.
Насколько власти озабочены проблемами этноконфессиональных отношений в России говорит и то, что Госдума РФ утвердила недавно закон, направленный против экстремизма, а обсуждение программы патриотического воспитания на 2001-2005 годы вынесено на Госсовет при Президенте РФ. Владимир Путин подчеркнул в одном из своих заявлений, что любые проявления экстремизма подрывают саму основу государства, так как Россия – многонациональная и поликонфессиональная страна.
Радует, что это понимают не только политики, облеченные высшей властью, но и рядовые граждане. Тема российского фашизма активно обсуждается и на многочисленных форумах Интернета. Приведем лишь одно выступление на популярной конференции интернет-издания фонда гражданских свобод Kolokol.ru., отражающее, на наш взгляд, чувства и настроения миллионов российских девчонок и парней: “Я сама русская, но ненавижу скинов! Не им решать, какая нация достойна существовать, а какая нет! Их идеи – это утопия. Политика насилия выгодна только тем, кому она приносит доход и власть, но никак не самой стране и ее народу. А скинхеды – просто пешки в руках ещё больших негодяев. В конце концов, их ждет большой облом! Потому что на земле будет мир…”
Будем надеяться на это и мы. Все добро и зло, с которым сталкиваешься в жизни, происходит от воспитания детей. Старая истина, которую полезно сегодня не только вспомнить, но и положить в основу деятельности всех наших воспитательно-образовательных учреждений.