Уважать собственную историю, защитить наше историческое наследие от искажений и политических спекуляций – к этому призвал Президент России Дмитрий Медведев в своей программной статье “Россия, вперед!”, опубликованной в средствах массовой информации. Между тем школьные преподаватели социально-гуманитарных дисциплин в последнее время оказались в очень непростой ситуации. О ее причинах и путях решения проблем исторического образования говорили вчера в Госсовете Татарстана, где прошел республиканский форум учителей истории и обществознания.
Общественные науки – не геометрия
– Преподаватели общественных дисциплин в последние годы оказались в тяжелом положении, – отметил, открывая форум, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.
– Это в геометрии годами ничего не меняется, а в том океане мнений, различных идеологий, которые царят нынче на ниве общественных наук, недолго и утонуть. Преподавать историю и обществознание в России сложно, а в Татарстане в условиях многонационального и поликультурного сообщества – сложно вдвойне.
Другой проблемой на пути полноценного изучения истории, отметил Председатель Госсовета, стало введение единого государственного экзамена. Велика опасность, что ученики, готовясь к тестам, “скатятся” к простому зазубриванию. А ведь общественные дисциплины призваны прежде всего научить ребенка мыслить…
Впрочем, результаты татарстанских школьников на ЕГЭ по истории и обществознанию, отметил первый заместитель министра образования и науки Данила Мустафин, тоже не радуют – эти предметы республиканские выпускники сдают в форме единого госэкзамена уже третий год, и всегда хуже, чем в среднем по России.
– Историю на “двойку” написали 11,5 процента всех сдававших (против аналогичного российского показателя в 8,8 процента), обществознание – 7,6 процента (в России – 5,2 процента). Средние баллы по этим предметам в республике на полтора-два процента ниже, чем в целом по стране, – уточнил цифры директор учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ КГУ Сергей Ионенко.
И это при том, что сдают эти экзамены по выбору, то есть школьники идут на ЕГЭ по истории и обществознанию сознательно, видимо, будучи уверенными в своих знаниях…
– Если бы писали все в обязательном порядке, картина была бы и вовсе удручающая, – предположил Сергей Ионенко.
– В общем, плохо учим детей, – констатировал Фарид Мухаметшин. И порекомендовал присутствующим в зале руководителям муниципальных отделов образования обратить на это серьезное внимание.
Между тем причин такого положения дел немало, и мы об этом уже писали неоднократно. Тут и упомянутый уже разброс мнений и концепций, отражающийся в том числе в школьных учебниках. И ощутимая нехватка часов – на историю нынче в школе уроков отводится меньше, чем было в советское время, хотя изучаются сегодня и история России, и всемирная история, и история Татарстана… Так где уж учителю, замученному постоянными отчетами и проверками, успеть компактно уложить все это в детских головах, да еще и мыслить при этом научить, и к ЕГЭ подготовить…
Здесь, полагает Сергей Ионенко, учителям стоит активнее сотрудничать с вузами, где есть опытные преподаватели с большим потенциалом, где активно развиваются дистанционные методы работы с учащимися – именно дополнительное дистанционное обучение может стать реальным решением проблемы нехватки школьных часов.
– По отдельности мы ситуацию не исправим, а вот если объединим усилия, подключим современные формы и методы работы, тогда дело и сдвинется, – резюмировал представитель Казанского государственного университета.
Урок парламентаризма
Есть проблемы и в изучении обществознания. В частности, отметил Фарид Мухаметшин, в федеральных учебниках очень мало внимания уделяется работе региональных парламентов. Исправить этот недочет, расширить знания юных татарстанцев в области развития российского парламентаризма и законотворчества призван парламентский урок “Где рождаются законы”, который 28 октября этого года впервые пройдет во всех школах республики (в дальнейшем его планируется проводить ежегодно). Инициаторами его проведения выступили депутаты Госсовета в содружестве с Министерством образования и науки и Институтом развития образования.
В Госсовете, как рассказала заместитель его Председателя Римма Ратникова, уже подготовлены мультимедийные презентации на двух государственных языках (в том числе и виртуальная экскурсия по Госсовету), которые будут рассылаться по всем школам. Учителя получат все необходимые методические разработки, им также передадут гимны, флаги, гербы и тексты Конституций России и Татарстана.
Участие в парламентских уроках примут даже самые маленькие школьники – разработаны соответствующие сценарии для 3-4-х классов.
– Основы законотворческой культуры необходимо формировать с младых ногтей, – убеждена учитель начальных классов казанской гимназии №6 Ольга Харитонова. – Дети узнают, что такое Конституция, какими правами и обязанностями она наделяет граждан. И я даже хочу предложить ученикам самим создать законопроект “О пользовании мобильным телефоном в школе”. Надеюсь, что самостоятельно принятый закон они будут неукоснительно соблюдать.
Ну а к старшеклассникам, посоветовал Фарид Мухаметшин, на парламентские уроки должны приходить действующие депутаты Госдумы России и Госсовета Татарстана. Чтобы молодые граждане могли обсудить с ними проблемные и интересные моменты, возникающие в процессе “взрослой” законотворческой деятельности. И школа, и общество от такого сотрудничества только выиграют.