Меня очень задела публикация “Коммунальные счета: смеяться или плакать?” (“РТ” №135 от 6 июля). И я тоже решил поделиться соображениями по поводу осуществляемой у нас жилищной реформы. Я пенсионер, в квартире живу вдвоем с женой. Люди мы оба заслуженные, отработали на государство по 25-30 лет, в результате остались, увы, инвалидами, а потому при оплате за квартиру пользуемся льготами.
Начну с наболевшего. В апреле Кабмин РТ принял решение о переходе на новую систему оплаты жилья. Население заверили, что коммунальные услуги подорожают максимум на 15-20 процентов. И что же? На самом деле рост составил много больше. Например, плата за уборку внутридомовых мест общего пользования в начале года составляла 3 рубля с квартиры с льготой, а стала 10,14 рубля без льготы (ее поначалу почему-то отменили).
Сопоставим с этими цифрами и последний рост стоимости за уборку придомовой территории (кстати, в феврале она уже увеличивалась в два раза). И ладно бы, если дворникам зарплату прибавили или хотя бы вовремя стали ее выдавать. Наш дворник сообщил, что заработанные деньги по-прежнему задерживают на месяц-другой. Да и из местных телепрограмм нас постоянно обдает потоком жалоб рядовых работников жилищных управлений.
Зато посмотрите на новые приметы времени: во многих дворах, там, где раньше были газон или детская площадка, водители устроили стоянки своих автомашин. А это значит – во дворе пыль и грязь, выхлопные газы, здесь не стесняются мыть автомобили, мусорить.
А главное – несмотря на безобразия, никто не собирается наводить былой порядок возле наших домов. Получается, что жилищные управления, повышая плату за коммунальные услуги, реально не заботятся об интересах людей. Как же это укладывается в схему коммунальной реформы?
Следующее соображение. С апреля оплату за большинство коммунальных услуг стали начислять с квадратного метра квартиры. Например, за ту же уборку двора и подъезда. Не могу этого понять! Неужели мусорят во дворах неодушевленные квадратные метры? В одной из телевизионных “прямых связей” мэр Казани нововведение объяснил так: мол, сейчас в квартирах проживает больше людей, чем прописано. Почему же квартиранты, дескать, должны проживать бесплатно?
Встречный вопрос: почему же тогда плату за вывоз мусора, газ, радиоточку взимают с человека?.. Или все еще впереди?
Моя жена редко выходит на улицу – она с трудом передвигается. В нашем и соседних домах немало таких немощных стариков. Разве много они мусорят и мусорят ли вообще? Но неужели и они должны платить за уборку во дворе в три с половиной раза больше, чем прошлой зимой?
Еще один пример дополнительного “налога” на “подопытных” потребителей – плата за так называемое техническое обслуживание. К месту или нет ее вводят, коммунальщики не обсуждают. А зря. Стоит проверить, к примеру, полагаются ли льготы инвалидам при оплате за техническое обслуживание газового оборудования. В присылаемых счетах льготы, конечно, не полагались. Но вот в “РТ” от 21 июня появляется определение Конституционного суда РТ по жалобе гражданина В.Орлова. Его суть – требование ввести 50-процентную льготу по оплате за техническое состояние кухонных плит. А уже вошедшее в практику взимание полной стоимости по этой графе коммунальных услуг было признано неконституционным.
Радоваться бы надо гражданам. Да вот незадача – на неприятные думы наводит эта победа здравомыслия. Неужели начисления в счетах за коммунальные услуги делают некомпетентные люди, которые не знают законов и инструкций? Или они делают это сознательно, рассчитывая на нашу безропотность?
А сколько раз мне приходилось ходить в контору к газовикам, доказывая, что мы имеем льготы по оплате газа. Почему-то чиновники постоянно об этом забывают. Приходится напоминать. И вот недавно в присланном нам счете снова указали мифический долг. Снова идти доказывать, что я не верблюд, больше не буду. Просто не стану платить за то, за что не полагается.
И вот что интересно: куда же смотрят контролирующие органы? Разве не в их компетенции умерить аппетиты монополистов? Почему у нас стало возможным отключать, к примеру, от электроснабжения целые города и районы (как это случилось, например, в июле в Буинске)? Отключают от электроэнергии и тех, кто исправно ее оплачивает. Разве это не произвол?
То же можно сказать о графе “Управление жильем” в присылаемых жильцам счетах. Как будто это управление раньше работало бесплатно! Ясно одно: растет бюрократический аппарат, а оплачивать-то ведь его кто-то должен…
Что же я советую другим читателям? Внимательно прочитать “Памятку плательщика” и “Инструкцию о порядке заполнения счет-фактуры…”, которые многие казанцы должны были получить накануне “реформы”. Так вот, в этих брошюрах, изданных городскими властями, черным по белому указано: плательщик имеет право указывать дни непоставки или недопоставки какой-то услуги, сделав соответствующие изменения в соответствующей графе оплаты в счет-фактуре в сторону снижения ее стоимости.
Утверждаю по собственному опыту: мы никогда не платим за непредоставленные услуги. Например, если в трубах вместо горячей воды течет еле теплая, молчит радио, не освещаются места общего пользования, десятилетиями не производится капитальный (!) ремонт дома. Конечно, поначалу жилищное управление слало мне грозные предписания о возникшей задолженности. При этом чиновники постоянно путали цифры, а иногда даже “забывали” о “долге”.
Все это еще раз убеждает меня по меньшей мере в невнимательности со стороны тех, кто делает расчеты, и укрепляет в решимости бороться за справедливость и свои права.
Л.МАРСЕЛЬСКИЙ.
Казань, п.Дербышки.