Альтернативная служба: начинаем с чистого листа

После недавнего принятия федерального Закона “Об альтернативной гражданской службе” в редакцию стали обращаться читатели с просьбой рассказать о новом порядке воинского призыва.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

После недавнего принятия федерального Закона “Об альтернативной гражданской службе” в редакцию стали обращаться читатели с просьбой рассказать о новом порядке воинского призыва. Мы попросили сделать это и.о. начальника второго отдела Военного комиссариата РТ Дмитрия Гурылева.


– Напомню, – говорит Дмитрий Валерьевич, – что право гражданина на альтернативную службу было продекларировано еще десять лет назад, когда была принята нынешняя Конституция РФ. Однако до сих пор механизма его реализации не существовало, поэтому набор на альтернативную службу не производился, а редкие исключения, вроде “нижегородского эксперимента”, обычно признавались неправомочными. Подписанный Президентом В.Путиным 25 июля закон об альтернативной службе такой механизм реализации намечает, хотя и в самых общих чертах.


– Как же закон определяет альтернативную гражданскую службу?


– Сразу предостерегу: призывнику и его родителям не стоит толковать ее как приятное времяпрепровождение. Это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, который осуществляется взамен военной службы по призыву. Она может быть двух видов: на гражданских объектах (в медицинской, коммунальной, муниципальной сферах) или в подразделениях обеспечения тыловых воинских частей. В обоих случаях срок службы ради соблюдения принципа равной гражданской ответственности будет удлинен по сравнению с обычной воинской службой: на гражданских объектах он составит три с половиной, а при воинских частях – три года. Для дипломированных выпускников вузов срок сокращен на полгода.


– Значит ли сказанное, что уже с началом предстоящего осеннего призыва каждый, кому пора в армию, может при желании пойти на альтернативную службу?


– Начнем с того, что закон еще не вступил в силу. Это произойдет только 1 января 2004 года. А пока Правительству России предоставлен срок на разработку положения об альтернативной службе, в котором бы оговаривались все нюансы ее прохождения. Ведь надо учитывать, что мы начинаем с чистого листа. Ни у военных, ни у государства, ни у общественных организаций нет опыта работы в новых условиях.


Вместе с тем с принятием закона призывник получил юридическое право на альтернативную службу и уже сейчас может заявить о своем выборе. Желание юноши может быть удовлетворено районной призывной комиссией при соблюдении двух условий. Во-первых, о намерении пройти альтернативную службу призывник должен заявить письменно в районный военкомат, где состоит на учете, причем сделать это за полгода до начала призывной кампании, во время которой он должен быть мобилизован. Во-вторых, обязательно исчерпывающе мотивировать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать о нем.


– Иными словами свое право на “альтернативку” надо еще доказать?


– Совершенно верно. У нас уже были прецеденты, когда приходилось иметь дело с теми, кто отказывался служить в армии по соображениям вероисповедания или из пацифистских убеждений. Но, увы, это не помогало. Например, в прошлом году суд приговорил к двум годам лишения свободы условно одного зеленодольца – он уверял, что не может держать в руках оружие, поскольку не приемлет войн или боевых столкновений, к участию в которых может быть привлечен.


– Насколько мне известно, до этого он долгое время уклонялся от призыва, что и дискредитировало его, в первую очередь, в глазах правосудия.


– В том-то и вся соль. Не секрет, что в Татарстане очень велик процент уклоняющихся от призыва в армию. В настоящее время “в бегах” находятся 2486 человек, то есть более четверти ежегодно призываемых. В принципе, все они автоматически смогут сказать теперь, что только и ждали, когда же появится возможность заявить о желании пройти альтернативную службу. Однако призывные комиссии будут строго разделять злостных уклонистов от убежденных пацифистов.


– А не возникнет ли у военных желания трактовать понятие “пацифизм” слишком узко? Тогда ведь будут в равной мере лишены маневра как злостные уклонисты, так и уклонисты по убеждению.


– Думаю, что практика все расставит на свои места. Мое мнение такое: призывник должен не только уметь красиво говорить, но и делать реальное дело на благо мира. Основным же мерилом отбора должна стать дисциплинированность молодого человека: вовремя заявил о своих убеждениях, доказал их – пожалуйста, получай военный билет. В противном случае молодому человеку придется иметь дело с нормами Уголовного кодекса.


– А как быть тем, кто ни про какие заявления слыхом не слыхивал (закон-то принят месяц назад!), а угодить в число уклонистов успел?


– Обратной силы закон иметь не будет, и все же призывные комиссии вправе решать подобные вопросы отдельно в каждом конкретном случае. Надо иметь в виду одно: злостные уклонисты никакого снисхождения не получат.


Кстати, и раньше молодые люди, хоть сколько-нибудь знакомые с понятием порядочности, сложа руки в ожидании лучшей участи не сидели. В прошлом году о желании проходить альтернативную службу заявили 26 татарстанцев, в нынешнем – 9, причем подавляющее большинство – по соображениям веры. Почти все они – члены религиозных объединений, в основном – адвентисты и свидетели Иеговы, которым строго запрещается приносить иную присягу, кроме как своему Богу, и держать в руках оружие.


– И что же, проходили ли они какую-то гражданскую службу?


– Нет, у нас не было соответствующих инструкций, поэтому таким ребятам предоставлена особого рода отсрочка.


– Но ведь до сих пор неясен и порядок альтернативной службы. Куда комиссии будут направлять ее “соискателей” до начала 2004 года?


– В случае положительного решения – скорее всего, также предоставят отсрочку до весны 2004 года. Все равно “альтернативщикам” придется отслужить даже в том случае, если подпирает призывной возраст, и обязательно – за пределами своего региона.


Беседовал

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще