C этим удивительно моложавым на вид, спортивным мужчиной в костюме из пятнистой ткани, которую любят военные и омоновцы, нечаянно столкнулась в коридоре Чистопольской администрации.
Он торопился в управление культуры, мы тоже – планировалась поездка в село Галактионово. Оказалось, что нам по пути, потому что “пятнистый” мужчина – житель того самого Галактионово, да не простой житель, а всем известный самодеятельный композитор Валентин Петрович Герасимов. Он тут же пригласил меня в гости, пообещав доставку туда и обратно на собственной машине. А повод был самый замечательный – Валентин Герасимов издал сборник своих песен, посвященный 220-летию города Чистополя.
От Галактионово до Парижа 5510 километров!
Об этом извещал стандартный сине-белый указатель на обочине дороге. Мы чуть голову не свернули – может, померещилось? Но Валентин Петрович, щуря свои голубые глаза, смеясь, заверил, что все в натуре и придорожными галлюцинациями мы не страдаем. Просто жители Галактионово, которые считают, что и они способны прикалываться не хуже знаменитых габровцев, так шутят. А вот то, что до Чистополя – 5 километров, это уже всерьез. Поэтому в райцентр галактионовцы наезжают все-таки чаще, чем в Париж.
Еще одно чудное видение возникло при самом въезде в село – хрупкая и волшебно красивая на фоне лазурного неба деревянная часовенка… Валентин Петрович пояснил, что это памятник усопшим, который построен в 1996 году. И сам Валентин Петрович принимал в строительстве непосредственное участие.
Галактионово расположено на красивом берегу Камы. Когда-то это было большое село, считавшееся центральной колхозной усадьбой. Но с конца 80-х оно стало хиреть, количество жителей резко сократилось, Совет местного самоуправления перебазировался в соседнюю Донауровку. Новую жизнь в Галактионово вдохнули дачники. Некоторые из них построили здесь добротные дома и живут в них круглый год. К таким вот “новым галактионовцам” относится и Валентин Петрович Герасимов. Он поселился тут вместе с женой Светланой Георгиевной несколько лет назад. На лето приезжают внуки, частенько в гости заезжает и сын Владимир Валентинович Герасимов – директор Чистопольского ПТУ № 5, которое готовит будущих речников.
Музыкальный салон Герасимовых
Все в этом дворике и уютном доме сделано своими руками, даже картины на стенах развешаны собственного, так сказать, производства. Увлечение сына. Владимир Герасимов человек одаренный – он еще и стихи пишет, хорошие стихи. А вот у его отца Валентина Петровича другое увлечение. Он сочиняет музыку. Дар этот Герасимов-старший открыл в себе не так давно, когда доживал седьмой десяток лет, и довольно неожиданно. Вдруг в голове зазвучала мелодия, ладони словно зачесались, требуя инструмент, Валентин Петрович схватил старенький баян, заиграл… Вообще-то Герасимов играет на баяне чуть ли не с пеленок, играет на слух. Но слух у него отменный. А тут вдруг впервые к нему пришло озарение и зазвучала собственная мелодия..
Музыкальное вдохновение все чаще посещает Валентина Петровича, и, почувствовав привычный зуд в пальцах, он берется за баян…
Но мелодия – это еще не песня, нужны слова. Попытался было Валентин Петрович сына к своему творчеству пристрастить. Так родилась песня под названием “Грешница”.
Мне говорят, что ты грешна
И что года тебя не лечат,
И что бываешь ты смешна,
Когда пьяна при нашей встрече.
А может, это сладкий сон,
А может быть, лишь превращенье,
Когда хрустальный перезвон
Пленит тебя – и нет спасенья…
Стихи получились замечательные. Но настоящего творческого дуэта “отец – сын” не получилось. Владимир сказал, что его “осовремененная” поэзия не созвучна с народной музыкой, к которой тяготеет отец. И вообще, времени нет сочинять стишки… Валентин Петрович очень расстроился. Тогда Светлана Георгиевна, которой было очень жаль мужа, предложила свои услуги. Герасимов-старший недоверчиво покосился на жену, а та вдруг произнесла:
“Просторы твои широки,
Богатство твое на века.
А в души людей – посмотри,
Они же открыты всегда,
Так что же, Россия моя,
С протянутой ходишь рукой…”
И Светлана Георгиевна пояснила, что она попробовала сочинить стихи к песне “Россия моя”, немного смущаясь в ожидании реакции мужа. Реакция же была бурной. Валентин Петрович схватил жену за плечи и возбужденно закричал:
– Что ж ты раньше молчала, радость моя! Это как раз то, что нужно. Мы же теперь с тобой горы свернем!
С тех пор повелось – едва на Валентина Петровича “снизойдет озарение”, как Светлана Георгиевна сразу же начинает сочинять подходящие стихи. Тему стихов ей подсказывает музыка мужа. Потом они вместе подолгу склоняются над стареньким баяном. И такое счастье сияет на лицах, такое молодое горение в глазах!
Строгим критикам, наверное, музыка Валентина Петровича не покажется оригинальной, а стихи Светланы Георгиевны – профессиональными. Но они сочиняют не для критиков, а в первую очередь для себя и, конечно, для своих земляков, чтобы знали, сколь прекрасна родная природа, какой замечательный народ живет в Чистопольском крае.
Судьбу не обманешь…
Мы сидели вместе с супругами Герасимовыми на их уютной веранде за деревянным квадратным столом, пили чай, рассматривали фотографии и, словно старую одежду в большом кованом сундуке, ворошили далекое прошлое.
Когда же в первый раз маленький Валя столкнулся с музыкой? Однажды после удачного базарного дня отчим (отца Валентин не помнит) купил балалайку. Вот она и стала первым инструментом, на котором юный музыкант наигрывал свои незатейливые мелодии.
Валентину Герасимову не исполнилось и 10 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отчим ушел на фронт (оттуда он уже не вернулся, погиб под Сталинградом в 1942 году). Валя с мамой переехали жить из Алексеевского в деревню под Билярск.
Замечательный учитель преподавал в ту пору в местной школе – Михаил Гурьянович Бегунов. Он вел историю. Валентин Петрович до сих пор вспоминает его яркие, самобытные уроки. Однажды Михаил Гурьянович, знавший о том, что Валя Герасимов хорошо играет на баяне, спросил:
– А сможешь ли ты, Валентин, сыграть на инструменте песню “Ревело море, дождь шумел”?
– Конечно, смогу, – просто ответил Валя и тут же легко пробежал пальцами по кнопочкам.
– Хорошо,- обрадовался учитель. – Тогда сыграешь прямо на уроке.
В назначенный день в класс торжественно принесли баян, Валя чинно уселся на стул, заиграл… А Михаил Гурьянович вдруг запел сочным баритоном. Он допел замечательную песню до конца. А потом стал рассказывать детям про Ермака… Вот это был урок!
Как-то игру Вали Герасимова услышал эвакуированный в Билярск на время войны аккордеонист Ленинградской филармонии. Он восхитился природным даром мальчика, стал с ним заниматься.
Вскоре Герасимовы переехали в Чистополь, Валентин пошел работать на часовой завод. Способного, общительного и активного паренька выбрали секретарем комсомольской организации. И завертелась бурная молодая жизнь, в которой, кроме комсомольских собраний, много места отводилось художественной самодеятельности. В 50-е годы на часовом заводе работал драмкружок, который знал и любил весь город. Спектакли шли на “ура”. Валентин Герасимов, естественно, был одним из самых активных участников этого кружка.
А тут на горизонте появилась обворожительная девушка Света. Она сразу глянулась холостому комсомольскому вожаку. И хотя Валентину было уже под тридцать, но девчонок он обходил за три версты. Ужас как боялся жениться. Спросите, почему? А потому, что на комсомольских собраниях в ту пору было очень модно разбирать всякие семейные ссоры. Столько их насмотрелся и наслушался Валентин Герасимов за свою бытность комсомольским вожаком, что решил вообще не жениться, дабы не оказаться в подобной позорной ситуации.
Но к Свете его тянуло, как магнитом, он ходил за ней по пятам, но прямо подойти и объясниться не осмеливался. Однажды Света была в кино с мамой, а Валентин сидел чуть сзади, сжимая в руках неизменную шляпу и не сводя глаз с девушки своей мечты. Не отдавая отчета, он и после кино пошел за ней. Тут мама не выдержала и сказала дочери:
– Света, эта шляпа не даст тебе покоя…
Как в воду смотрела. Вскоре вообще дело было в шляпе, и Валя со Светой сыграли веселую свадьбу.
47 лет в общей сложности проработал Валентин Петрович на часовом заводе. Ушел на пенсию с должности начальника цеха. И вот на досуге зазвучала в душе Валентина Петровича музыка. Она стала его заботой и работой, радостью и болью. Песни Герасимова уже поют со сцен Чистополя. А некоторые из них были признаны лучшими на городском конкурсе самодеятельной песни. На “ура” приняли чистопольцы 9 мая 2001 года песню “Судьба солдата”, посвященную земляку-разведчику, участнику Великой Отечественной войны Александру Малышеву.
У Герасимовых совсем немного сбережений, хотелось купить и то, и это. Но деньги решили потратить на выпуск сборника песен. Сборник получился незатейливый, нешикарный, с очень небольшим тиражом, но душевный и лирический, как песня.
– Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, и меня не смутят никакие самые критические отзывы о моем первом сборнике, – несколько самоуверенно сказал нам Валентин Петрович. – Буду сочинять песни еще и еще. Я без этого жить не могу. Вот новая, я ее только на днях сочинил. А ну-ка, Света, подпой, про летчиков…