В подражание Александру Дюма
Времена Колумба прошли, мир давно открыт, и было бы наивно в век Интернета и мощной туриндустрии живописать читателям красоты Лазурного берега Франции, где с 23 по 26 августа в Каннах проходил XII Фестиваль российского искусства с участием представительной татарстанской делегации во главе с заместителем Премьер-министра – министром культуры РТ Зилей Валеевой.
Но вот имя другого путешественника – Александра Дюма – частенько приходило нам на память. В середине девятнадцатого века, колеся на перекладных по российским дорогам, французский романист сделал остановку в Казани и, несмотря на краткосрочность своего визита, вынес незабываемые впечатления о городе и его жителях. Больше того, по возвращении на родину Дюма подробнейшим образом их описал (“Увиденная с дамбы Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым Кремлем, она являет собою зрелище самое фантастическое…” и так далее.)
Вот и мы в подражание Александру Дюма вначале совершим небольшой исторический экскурс и прогулку по современным каннским улицам.
Средиземноморский курорт Канны “открыл” английский лорд Генри Броухэм. Приблизительно в то же время, когда Дюма отправился в Россию, лорд решил посетить Италию, но, опасаясь эпидемии чумы, разразившейся в окрестностях Ниццы, он изменил маршрут и остановился в неприметной рыбацкой деревушке, где его сразу же пленили целебный морской климат и великолепные пейзажи вокруг. Замок, который лорд здесь основал, стал первым серьезным строением и началом расцвета Канн, обязанных своим названием густым тростниковым зарослям. И уже скоро слухи о живописном местечке разнеслись среди английской аристократии… А напротив Канн находятся Леринские острова – Сент-Онора и Сент-Маргерит, названные в честь брата и сестры, основавших здесь мужской и женский монастыри. Позже небезызвестный кардинал Ришелье построил на Сент-Маргерит крепость. Кстати сказать, именно в ней содержался под стражей герой романа Александра Дюма “Железная маска”.
Современный город Канны, протянувшийся на девять километров вдоль побережья Напульской бухты (с севера вплотную к ней подходит горный массив Эстерель), насчитывает 70 тысяч жителей и входит в группу известных курортов, составляющих Французскую Ривьеру, расположенную в районе так называемого Лазурного берега. В старой части города великолепный вид на Канны открывается с холма Сюке, где расположены одноименная площадь и замок Кастр, основанный еще в XII веке лигурами. По берегу моря тянется обсаженный пальмами бульвар Круазетт, рядом с которым расположена гавань с шикарными яхтами. Раньше Круазетт был обычной проселочной дорогой и стал известен только с 1860 года, когда здесь стали появляться первые виллы и особняки. Большая их часть и по сей день принадлежит потомкам тех, кто их строил (кроме виллы Ротшильдов, которая стала государственным музеем). Самые замечательные особняки – замок Людовика XIII, вилла Лотус, замок Скотт… Огромная вилла Казбек, разделенная сейчас на отдельные квартиры, принадлежала великому князю Михаилу Михайловичу Романову, который был женат на внучке Пушкина. На этой вилле вплоть до 1946 года жили русские эмигранты, которых приютил великий князь.
В Каннах на бульваре Александра III есть православная церковь Архангела Михаила, построенная в 1894 году, и неподалеку же отсюда – старый квартал, где жила русская аристократия в изгнании. Множество наших соотечественников нашли последнее пристанище на кладбище Гран-Жа. Среди них и простые русские солдаты, умершие от ран во французских госпиталях, и представители высшего света, в числе которых знаменитый ювелир Карл Фаберже и русская танцовщица Ольга Хохлова, первая жена Пабло Пикассо.
И все-таки самое известное место в Каннах – Дворец фестивалей и конгрессов, который окружает Аллея Звезд, где по традиции знаменитые артисты оставляют отпечатки своих ладоней. В здании Дворца 17 конференц-залов и 17 тыс. кв. метров выставочных площадей. Помимо всемирно известного Каннского кинофестиваля, здесь проходят международный фестиваль рекламы “Каннские львы”, международный фестиваль телевидения и множество деловых форумов. И здесь же располагается дирекция международных программ Российского фонда социально-культурных инициатив, под эгидой которого ежегодно в Каннах проходит Фестиваль российского искусства, завоевавший симпатии и любовь взыскательной французской публики. Одна из главных особенностей этого фестиваля – его многожанровость. Танец, музыка, кино, народные промыслы, высокая мода…
Как мэр “обменял” солнце на нефть
За двенадцать лет своего существования Каннский фестиваль стал “визитной карточкой” российского культурного присутствия во Франции. Кроме того, каждый раз он выливается в масштабную презентацию творческого потенциала одного из регионов России. До того как в Каннах высадился творческий “десант” из Татарстана, здесь уже побывали посланцы Тульской и Вологодской земли, Ингушетии, Дагестана, Калининградской области. На сцене Каннского Дворца фестивалей с огромным успехом прошли выступления Русского народного хора им. Пятницкого, Красноярского ансамбля танца Сибири, Кубанского казачьего хора. А “гвоздем” нынешней фестивальной программы стал концерт – открытие Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, представившего образцы музыкального и танцевального фольклора татар, синтез академического и народного исполнительского искусства. По завершении почти трехчасового концерта каннская публика устроила нашим артистам настоящую овацию и долго не отпускала их со сцены. А в перерыве между отделениями в кулуарах Дворца то и дело слышалось слово “кутюр” (в буквальном переводе с французского оно означает “высокое шитье”) – это французы выражали свое восхищение костюмами участников Гос-ансамбля, к слову, пошитыми специально к фестивалю в Каннах. Учитывая, что перед этим многие зрители успели познакомиться с экспозицией “Традиционное ис-кусство Татарстана”, развернутой в одном из выставочных залов Дворца, на которой широко были представлены татарские национальные костюмы и головные уборы, французы, как говорится, воочию убедились, откуда черпают вдохновение татарстанские стилисты. Больше того, в отзывах известных кутюрье, посетивших выставку, проскальзывало что-то вроде легкой зависти…
Ну а фактически фестиваль открылся музыкальными позывными Открытого республиканского телевизионного молодежного фестиваля эстрадного искусства “Созвездие-Йолдызлык”, лауреаты которого дали концерт на площади перед Дворцом фестивалей. Зрители, расположившиеся прямо на ступеньках знаменитой “красной” дорожки, награждали молодых артистов не менее щедрыми аплодисментами, чем наших мастеров искусств. Наконец, приятным сюрпризом для “созвездинцев” стало вручение им именных чеков на стипендию от Ассоциации “Le Rayonnment” (Монако).
С успехом проходили концерты наших артистов под открытым небом и на второй, и на третий день фестиваля. Причем случайных зрителей, из числа уличных зевак, на них было не так уж и много. В основном люди были наслышаны о фестивале, его программе и загодя подтягивались на Круазетт к Дворцу фестивалей. Да мы и сами убедились, что город буквально наводнен рекламными щитами и растяжками с эмблемой Фестиваля российского искусства. Некоторые гости Лазурного берега даже специально стараются приурочить к этому событию свой приезд в Канны. И удивляться тут нечему. Ведь самым горячим поклонником этого фестиваля является мэр Канн Бернар Брошан, давший по традиции официальный прием в честь российской делегации.
“Каждый год мы имеем счастье любоваться богатством и разнообразием российской культуры, – сказал он на правах гостеприимного “отца города”. – И каждый раз фестиваль дарит нам приятные сюрпризы, которые удивляют и радуют. В этом году мы знакомимся с культурой Республики Татарстан. Перед этим я навел справки и знаю, что Татарстан находится в центре России и занимает площадь 68 тысяч квадратных километров. А еще там много нефти…”. И, переходя с официального на шутливый тон, более ему присущий, мэр предложил “обмен”: “Вы будете приезжать к нам в Канны за солнцем, а мы в Татарстан за нефтью”.
Можно не сомневаться, что не без деятельного участия неутомимого мсье Брошана Фестиваль российского искусства в Каннах включен в официальную программу Года России во Франции и Франции в России, каковым объявлен будущий 2010 год.
“Русская ночь” на Лазурном берегу
Будучи в Каннах, невозможно забыть о том, что это столица мирового кино. Даже отдалившись на значительное расстояние от Дворца фестивалей и Аллеи Звезд, где оставили свои “ладошки” кино-звезды всех времен и народов, за любым поворотом вы можете встретиться взглядом с … Мэрилин Монро или Чарли Чаплином. Вернее, с их гигантскими портретами размером с двадцатиэтажный дом – ноу-хау каннских мастеров граффити.
Традиционно один из дней Фестиваля российского искусства тоже проходит под знаком кино. В этом году его кинопрограмма была посвящена 90-летию ВГИКа, а представлял ее один из самых знаменитых выпускников прославленного вуза и почетный гражданин города Канны Никита Михалков. Он же открывал и “Русскую ночь”…
“Русская ночь” – это настоящий бренд фестиваля и его кульминация: с дегустацией национальных блюд, концертной программой, дефиле, фейерверком… А главным событием “Русской ночи” в последние годы стало вручение деятелям французской культуры почетного знака “За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией”. В числе награжденных этим знаком – Морис Дрюон, Пьер Карден, Мишель Легран, Марина Влади. А в этом году звездный список пополнился еще одним именем, которое говорит само за себя и во Франции, и в России, – Мирей Матье…
Принимая из рук Зили Валеевой награду, известная французская певица призналась, что хранит самые теплые воспоминания о Казани, где уже в далеком 1967 году состоялся один из первых ее концертов и, по сути, знакомство с российской публикой, любовью которой она всегда очень дорожила и дорожит. От полноты чувств и в знак благодарности Мирей Матье запела … по-русски а капелла “Очи черные”. И еще один трогательный момент. На церемонии присутствовала пожилая мама певицы, и когда министр культуры Татарстана почтительно обратилась к ней со словами признательности, зал буквально взорвался аплодисментами, по достоинству оценив “восточную” традицию уважительного отношения к людям старшего поколения. А Мирей Матье в этот момент прямо-таки светилась от счастья…
Неслучайные встречи, или Почти каннское кино
Ну а заключительный день фестиваля запомнился театрализованным Сабантуем, который проходил на ставшей уже почти родной нам площади Круазетт.
По правде сказать, изначально участие зрителей в народных играх и шуточных соревнованиях даже не предполагалось. Мало ли что, не дай бог кто-нибудь споткнется, поцарапается… Но стоило ведущим сделать робкий приглашающий жест – и среди публики сразу же нашлись охотники посостязаться в ловкости. И призам радовались как дети, унося с собой на память о татарском Сабантуе сувениры с изображением той самой народной забавы, в которой сами участвовали.
О сувенирах вообще следует сказать особо. Это еще одна наша маленькая победа. Огромный потенциал в этом плане продемонстрировали Елабужский музей-заповедник и казанская галерея “Туран Арт”. А одним из символов нынешнего Каннского фестиваля стала кукла-“колокольчик” в национальном наряде, изготовленная из ситца старинным способом – без иглы…
Между тем, поддавшись всеобщему веселью, публика на Круазетт уже пританцовывала и даже подпевала. Молодой человек по имени Гийом признался, что ему очень понравились татарские песни и он обязательно скачает их в Интернете, чтобы послушать еще раз. А одна зрительница заговорила с нашими артистами на почти чистом татарском языке. Оказалось, Лилия ханум родом из Набережных Челнов, после замужества живет во Франции, и каждое лето они с мужем-французом приезжают на Каннский фестиваль, чтобы набраться впечатлений на целый год. А пожилой мсье с орденами на груди ( 24 августа, в годовщину освобождения Канн от фашистской оккупации, в городе проходит парад ветеранов) поведал и вовсе удивительную историю: в госпитале, где он лечился после ранения, его выхаживала медсестра-татарочка, которую он до сих пор не в силах забыть… Вот какие сюжеты закручивает жизнь в столице мирового кино!
Наверное, таких неслучайных встреч было бы еще больше, но время в Каннах летит незаметно…
– Конечно, мы ожидали, что будет успех, но Татарстан превзошел наши ожидания, – подвела первые итоги вице-президент Фонда социально-культурных инициатив, продюсер фестиваля Татьяна Шумова. – Уже первый день фестиваля получился по-настоящему звездным. Это и открытие потрясающей выставки, и выступление Государственного ансамбля песни и танца Татарстана, которые по достоинству были оценены и зрителями, и французской прессой. Замечательно была представлена республика и на “Русской ночи”. Среди наших звезд достаточно назвать Алсу, которая очень тепло говорила о своей родине и спела татарскую песню… Несмотря на небывалую жару, посещаемость фестивальных мероприятий очень высокая. Только на концерте Госансамбля побывало свыше двух тысяч зрителей. Честно скажу, такое здесь редко случается. Приятно и то, что праздник вылился за пределы Дворца, на площадь…
Ставили на талант и выиграли
– Каннский Дворец фестивалей – особая метка в жизни даже очень известных артистов, – говорит руководитель татарстанской делегации Зиля Валеева. – И, на мой взгляд, ценно уже то, что нашу республику на Фестивале российского искусства в Каннах представляла прежде всего творческая молодежь. Именно она собирала полные залы, и именно ей рукоплескала искушенная каннская публика. И я надеюсь, что это придаст молодым артистам уверенности и сил двигаться дальше. Мир для них открыт, и нужна только высокая планка таланта, чтобы заявить о себе, о своей самобытности. И еще я поняла, что в наше прагматичное время сохранение духовности и наведение культурных “мостов” требуют и вложений, и мужества. Парадоксально, но Александр Дюма знал о Казани, о традиционных татарских промыслах больше, чем нынешнее молодое поколение, у которого всегда под рукой Интернет… Все-таки ничто не может заменить общения с живыми носителями культурных традиций! Именно это сегодня больше всего востребовано в мире. И я убеждена, что благодаря нынешнему Каннскому фестивалю представление местных жителей и гостей Лазурного берега о нашей республике, об уровне и своеобразии ее культуры сильно продвинулось.
А в заключение немного о том, что осталось “за кадром”. Это и волнение, и усталость, и даже обмороки от долгого пребывания на жаре. Случалось, и фонограмма подводила, и ноги во время исполнения чечетки предательски скользили на уличной плитке… Но никто ни разу не сбился ни с мотива, ни с ритма.
Сплоченной командой показала себя и немногочисленная рабочая группа в составе музейщиков и специалистов Министерства культуры. Оправдывая свое название, они не чурались никакой “черной” работы: от монтажа выставочной экспозиции до распаковки сувениров и сервировки скромного фуршета для гостей.
Напомним, что об участии Татарстана в основной программе XII Фестиваля российского искусства в Каннах стало известно год назад, когда дыхание мирового финансового кризиса ощущалось еще не так сильно. Однако уже вскоре в той же Франции многие культурные программы стали сворачиваться… По счастью, Каннского фестиваля это не коснулось, подготовка к нему шла весь год, хотя деньги, конечно, считать пришлось. Главная ставка была сделана на самобытность, молодость и талант. И по общему мнению, в выигрыше оказались все: и каннская публика, открывшая для себя древнюю и богатую культуру России “с восточным лицом”, и Татарстан, чья летопись культурного присутствия в столице мирового кино, хочется думать, только начинается…
Казань – Канны – Казань.