Как покупатели мы выиграем, как производители – потеряем

Всемирная торговая организация, куда стремится вступить Россия, – это соглашение 150 стран о единых условиях международного обмена товарами и услугами.

Всемирная торговая организация, куда стремится вступить Россия, – это соглашение 150 стран о единых условиях международного обмена товарами и услугами. Почти восемь лет – с 1986 по 1994 год – шли интенсивные переговоры по принципу “каждый с каждым”, прежде чем участники (тогда их было чуть более ста) подписали документ, содержащий нормы и правила торговли, обязательные для всех членов ВТО. Теперь на эти страны приходится почти 95 процентов от оборота всего мирового обмена.


Уже из одного этого факта становится ясно, что останься Россия в стороне от ВТО, она окажется в экономическом одиночестве, что никак не может пойти на пользу ее гражданам. Ведь в этом случае именно им придется нести бремя дополнительных расходов, вызванных неэффективным обменом. Так или иначе, но за счет их кошельков придется преодолевать таможенные барьеры, поставленные на пути российских товаров.


Вступить в ВТО совсем несложно, и никаких долгих переговоров для этого вести не требуется. Надо только полностью принять так называемые стандартные условия ВТО и не выдвигать собственных, дополнительных.


Возможно ли это? Судите сами. По стандартным условиям государство должно отказаться от поддержки предприятий и даже целых отраслей, чья продукция не выдерживает конкуренции с продукцией из стран-участниц ВТО. Для России, в частности, это удар по сельскому хозяйству, автомобильной и авиационной промышленности. Или вот такое общее требование – полное, что называется, “нараспашку” открытие внутреннего рынка для любых товаров и услуг из стран-членов ВТО. Очевидно, что от этого пострадают легкая промышленность, особенно текстильная, производство бытовой техники, большая часть машиностроения, банковская система.


Или такое стандартное условие – установление на энергоносители в России цен, равных с западными, чтобы реализовать все тот же важнейший принцип – никто на рынке не должен иметь каких-либо преимуществ. Вроде бы совершенно справедливое требование, но в российской реальности оно абсурдно. Во-первых, наши кошельки просто не выдержат таких расходов, ведь у нас не равны доходы, они в четыре-пять раз ниже, чем на Западе. А во-вторых, логично, что в стране, имеющей собственные огромные энергоресурсы, цены ниже, чем в странах, вынужденных их покупать. Тут уместно провести аналогию с бананами. На Чукотке они много дороже, чем там, где произрастают, но чукчи не требуют установления в тропиках цен, равных с заполярным кругом.


Ясное дело, Россия не может вступать в ВТО, безоговорочно принимая ее общие требования, не защищая собственные интересы дополнительными соглашениями. А для этого необходимо провести переговоры практически со всеми ее участниками, получив согласие на отступление от общих правил на определенное время и для определенных отраслей.


Но прежде чем оценивать возможные выигрыши и проигрыши от вступления в ВТО, отметим два принципиально важных и взаимосвязанных обстоятельства. Одно для национального хозяйства, другое для хозяйства семейного.


С общехозяйственной точки зрения, принятие условий ВТО, хоть безоговорочно, хоть с оговорками, означает, в конечном счете, определение структуры нашей экономики, вмонтированной в структуру мирового хозяйства. Другими словами, нам предпишут, чего и сколько производить. Разумеется, с благими намерениями, чтоб не нарушить сложившегося равновесия на мировом рынке. А это уже вопросы стратегического характера.


Зарубежные партнеры отдают себе отчет в том, что когда Россия, опираясь на колоссальный природный и мощный интеллектуальный потенциалы, раскрутит на полные обороты свою экономику, то она просто задавит многие европейские страны. Этого они и опасаются, ставя жесткие условия для вступления в ВТО, диктуя безопасную для них структуру нашей экономике. И еще они понимают, что Россия – “бездонный” рынок, необыкновенно выгодный для них, т.к. в силу своей относительно невысокой потребительской требовательности готов поглощать в огромных количествах их товары, которые, не будь предложены российскому покупателю, пришлось бы снимать с производства.


Из этого следует вывод: в ВТО вступать необходимо, но только после определения структуры национального хозяйства, с тем, чтобы в переговорах отстаивать стратегические интересы России.


С точки зрения домашнего хозяйства следует иметь в виду, что мы с тобой, дорогой читатель, являемся одномоментно потребителем и производителем товаров. В магазине-рынке мы покупатели, на заводе-фабрике мы товаропроизводители.


Как покупатели, мы выиграем оттого, что наш рынок, будучи раскрытым “нараспашку”, завалят относительно недорогими и в массе своей доброкачественными товарами – тканью, обувью, одеждой, телевизорами, холодильниками, пылесосами, лаками-красками, металлочерепицей и пр., а также продовольствием, хоть не всегда вкусным, но зато всегда красиво упакованным. Один из капитанов нашей экономики говорит: “И я продолжаю стоять на том, что нам не следует производить товары, заведомо худшие по качеству, – мы должны закрыть неконкурентоспособные предприятия автопрома, текстильной промышленности и других отраслей. Зачем нам нужны отечественная бытовая техника, фармпрепараты и проч., если есть отличные импортные аналоги? Я уверен в том, что наши низкокачественные товары никто не будет покупать и на их место придут новые, качественные”.


Но как производители, мы должны задать вопрос: а что будет с рабочими местами “автопрома, текстильной промышленности и других отраслей”? Яснее ясного, как производители, мы проиграем оттого, что будем вынуждены соответственно уменьшить, а то и вовсе прекратить выпуск своей продукции, свернуть производство и лишиться рабочих мест. Прикиньте, каков будет удар по семейным бюджетам, если все те отрасли, что были перечислены выше, будут свернуты, сколько кормильцев потеряют работу!


А с худыми кошельками мы никогда не сможем поднять свою экономику, потому что в рыночном хозяйстве производством управляет платежеспособный спрос.


Как быть? Остается только одно – очень тщательно взвешивать все “за” и “против”, положив на одну чашу весов интересы покупателя, на другую – интересы производителя. Но при этом не терять ориентира на стратегические интересы нашего национального хозяйства. И ни в коем случае нельзя отказываться от вхождения в “сговор” с успешными производителями и торговцами, как и слепо, безоговорочно принимать их условия.


Владлен КРИВОШЕЕВ.
ИА “Регион-блицинформ”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще