Они связаны между собой прочными узами. Даже если автомобиль покупают для приработков “извозом”, все равно вначале он делает в бюджете солидную брешь. И даже в семьях с доходами выше средних, если обзаводятся и самым дешевым из отечественных автомобилей – малюткой “Окой”, не говоря уже о какой-нибудь “пятерке” или “семерке”, всякие другие крупные покупки уже исключаются в течение довольно длительного времени. А если при помощи автомобиля не зарабатывают, то он просто становится иждивенцем и постоянно “доит” семейную кассу. И чем дороже автомобиль, тем выше расходы на его содержание.
Из всего российского парка, насчитывающего 20 миллионов легковых автомобилей, 80 процентов приходится на “Жигули”. Из 4 миллионов иномарок почти половина – украинские “Запорожцы” и около двух миллионов приходится на марки других автомобильных держав.
Что бы там ни говорили, как бы ни воспевали различные зарубежные марки, а отечественные автомобили прочно утвердились на отечественном рынке. Прирост парка иномарок в России, по сравнению с общим объемом их продаж за рубежом, просто смехотворен. Там счет идет на миллионы, у нас же на штуки. Поэтому все разговоры об угрожающей отечественному автомобилестроению конкуренции со стороны зарубежных “китов” есть не что иное, как прикрытие фискальных интересов государства, повышающего “под сурдинку” ввозные пошлины и налоги на зарубежные “лошадиные силы”.
Руководители ВАЗа не раз заявляли, что они не боятся конкуренции, поскольку соотношение “цена-качество” на “Жигули” побивает любых зарубежных производителей. Даже самая дешевая из всех иномарок, а это корейская “Daewoo Nexia GL”, в два раза дороже нашей “пятерки”, при сопоставимых технических данных. Спрос на “Жигули” растет, их выпуск достиг 730 тысяч штук в год, и конкурентная по качеству (но не по цене!) корейская модель способна “отбить” лишь около пяти процентов покупателей. Но пока ежегодный прирост покупателей “Жигулей” превышает эти пять процентов.
Отечественный автопром выдерживает на внутреннем рынке конкуренцию именно потому, что качество наших автомобилей соответствует “качеству” семейных бюджетов. И то и другое находится на низком уровне. И главная беда не в том, что российские автомобили конструктивно устарели по сравнению с зарубежными аналогами, а в чрезвычайно низкой надежности их. Концерн “Фольксваген” вот уже почти полвека выпускает своего “жука”, и ничего, с удовольствием покупают. Он надежен в эксплуатации. А этот показатель для автомобилиста во много раз важнее, чем, скажем, комфортабельность (кондиционер, эргономичные кресла) или легкость управления (гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач). К тому же отечественные автомобили ржаветь начинают в первый же год их жизни, а в Европе, если изготовитель не дает семилетней гарантии на кузов, то не имеет права “захламлять” рынок своим “железом”. Самая веская причина низкого качества всех без исключения российских автомобилей – чрезвычайно низкая, просто безобразная, на уровне уголовного преступления, технологическая дисциплина как на головных предприятиях, так и у поставщиков комплектующих деталей и узлов. Поэтому упования на новые отечественные модели, которые должны достигнуть мирового уровня, напрасны. Вначале нужно достигнуть нынешнего уровня надежности зарубежных конкурентов, которая зависит прежде всего от соблюдения всех требований технологии, а потом уже переходить на более совершенные конструкции. Но добиться соблюдения технологической дисциплины выговорами, даже увольнениями при сегодняшнем состоянии рынка трудно, когда рабочим платят копейки и мало кто дорожит рабочим местом, и невозможно. Только в том случае, если труд приносит достойный доход, от рабочего можно требовать соблюдения всех технологических требований.
Все рассуждения о качестве автомобилей и их надежности имеют прямое отношение к семейному бюджету. При выборе автомобиля нужно исходить не только из его цены, но и из последующих расходов на его содержание. Во что обойдутся ежегодные технические осмотры, мелкие и средние ремонты, замена масла, фильтров, тормозных колодок, “резины” и пр., учесть налог, величина которого зависит от объема двигателя, его мощности, обязательное страхование, а также прикинуть расход горючего. При этом необходимо принять во внимание дорожные условия эксплуатации. Дело в том, что от качества покрытий зависит долговечность автомобиля, расход горючего, износ покрышек, сроки межремонтного пробега. Грунтовые или дороги с изношенным покрытием способны вдвое укоротить век автомобиля. А многие иномарки просто не могут передвигаться по проселкам и гравийно-щебеночным дорогам.
Отечественные машины по сравнению с импортными (кроме украинских иномарок), в два – четыре раза дешевле в эксплуатации из-за относительной простоты в конструкции, дешевизны запчастей, масел, бензина. Утверждения некоторых владельцев дорогостоящих зарубежных моделей, что их “железные кони” вообще обходятся без технического обслуживания, не следует брать на веру. Отложенный сервис, как правило, потом даст о себе знать повышенными расходами на приведение узлов и агрегатов в норму.
И если расчеты покажут, что расходы на “железного друга” превышают 20 процентов вашего бюджета, то не торопитесь покупать такой автомобиль. Это серьезная брешь в бюджете, радости от такого “прожорливого” иждивенца будет мало, он будет большую часть стоять без дела, а вы передвигаться “на своих двоих”. Тогда зачем он нужен в “конюшне”?
Владлен КРИВОШЕЕВ.
ИА “Регион-Блицинформ”.