Да будет свет!

– Мне к директору нашему очень надо было зайти.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

– Мне к директору нашему очень надо было зайти. Но, похоже, не скоро получится – он в отпуск ушел.


– Ну и что? Ты разве еще не знаешь, что Нуриахметов хоть в отпуске, хоть в выходные – всегда в кабинете своем бывает? Так что действуй и приемных часов не жди, с важными делами к Рауфу Галеевичу в любое время попасть можно…


Из разговора двух электромонтеров.


Нуриахметов ремонтировал крыльцо своего дома вместе с маленьким внуком. Вдруг тот спросил у него:


– Дедушка, а для чего я родился?


– Как для чего? – слегка растерялся от такого вопроса Рауф Галеевич. Потом притянул мальчонку к себе: – Для того, чтобы родителям, мне, когда вырастешь, подсоблять, людям добро делать.


Нуриахметову припомнился такой же по смыслу разговор, состоявшийся у него в детстве с отцом. Лет с семи уже приученный им к различным плотницким инструментам, Рауф как-то забил возникшие в их сарае щели и показал сделанное отцу, резонно рассчитывая на его похвалу. Тот действительно похвалил сына, затем добавил, показывая на соседнее подворье:


– Видишь, у стариков Набережновых и калитка покосилась, и ставня криво болтается? Поправь, пусть порадуются.


Так и рос Рауф, стараясь помогать родителям в бесконечных домашних заботах. Пилил, колол дрова, бегал каждый вечер на окраину Бугульмы встречать возвращавшуюся со стадом корову – главную кормилицу их многодетной семьи. Когда же к домам стали подводить электроэнергию, Рауф каждую свободную минуту проводил рядом с монтерами. Подносил им бухты проводов, помогал их разматывать, укреплять изоляторы на стенах домов, наблюдал за сборкой различного электрооборудования. Так что когда бригада монтеров отбыла в другой район, он мог самостоятельно найти и устранить порыв в проводке, качественно выполнить другие связанные с электричеством работы.


За готовность помочь, почтительность к старшим соседи Рауфа любили. Настолько, что один из них, купивший “Москвич” (а личные машины были тогда большой редкостью), даже позволял Рауфу посидеть за рулем легковушки, а потом и поуправлять ею в безлюдных проулках.


Увлечение электроделом сменилось у парнишки страстью к автомобилям. Вот почему Рауф уже после восьмого класса устроился в автороту-1188 “Союззаготтранса”. Здесь всего за семь месяцев стал слесарем четвертого разряда. А вскоре его послали на курсы шоферов. Однако из автороты Рауф вынужден был уволиться, поскольку частые рейсы, многодневные командировки вынуждали пропускать занятия в вечерней школе.


При таких вот обстоятельствах 1 сентября 1959 года появилась в трудовой книжке Нуриахметова запись о том, что принят он в горэлектросети. Поступил сюда с условием, что получит место шофера, как только освободится машина. Однако новое дело захватило Рауфа с головой и, как оказалось, на всю жизнь. Окончив Куйбышевский энергетический техникум, Нуриахметов прошел в горэлектросетях все служебные ступеньки и руководит этим предприятием уже почти семнадцать лет.


За минувшие годы сроднился Рауф Галеевич с возглавляемым им энергохозяйством накрепко, давно не разделяя его судьбу и собственную. Когда в 1969 году горэлектросети вышли из состава “Татэнерго” и предприятие начало существовать самостоятельно, в распоряжении коллектива остались кое-какие дряхлые постройки, несколько спецмеханизмов такого же преклонного возраста и единственная дежурная машина, которой пользовались всего две бригады: аварийная (оперативная) да ремонтная. Однако благодаря инициативе, настойчивости и энергии директора Раиля Кутдусовича Курамшина, самого Рауфа Галеевича, работавшего тогда заместителем директора, и главного инженера Николая Тимофеевича Литвинова уже вскоре предприятие стало подниматься на ноги.


Приняв же бразды правления в свои руки, Нуриахметов сосредоточил усилия на решении самых неотложных проблем предприятия. Прежде всего здесь развернули строительство. После окончания трудового дня Рауф Галеевич, другие специалисты не торопились домой, а переодевались и, превращаясь в каменщиков, отделочников, возводили для коллектива бытовой блок, жилой дом.


Вообще, надо заметить, высоко ценимую нынче рыночную предприимчивость Нуриахметов начал проявлять еще тогда, когда в стране о ней и разговора не было. Предприятию позарез требовался автогидроподъемник, но фондом централизованного обеспечения предусмотрен не был. Приобрести же его самостоятельно Рауф Галеевич права не имел. И все же директор, не нарушая законов, однако рискуя нарваться на неприятности за самодеятельность и комбинаторство, подъемное устройство добыл. Как? Заключил с заводом-изготовителем таких механизмов договор на поставку ему… картофеля и, скупив клубни в подворьях у бугульминцев, обменял на желанный гидроподъемник. И сам же пригнал этот агрегат.


К слову, Нуриахметов, занимая руководящие должности, никогда не гнушался работы, называемой черновой. Особенно в напряженных ситуациях в связи, скажем, с нехваткой работников. Случалось, лично, с топором и пилой в руках, заготавливал в лесах Татарстана, Удмуртии бревна на опоры для электролиний, потом мотался по всему Союзу в поисках железобетонных опор, брался за инструменты в авральных противостояниях природным стихиям. В бывшем бугульминском колхозе, а ныне СПК “Заря” до сих пор одобрительно вспоминают, как Рауф Галеевич, приехавший на центральную усадьбу по делам и застигнутый там мощным ураганом, выведшим из строя электроподстанцию хозяйства, тут же с двумя местными монтерами взялся за ее ремонт и не уехал, пока его не закончил.


В продолжение разговора об истоках авторитета Нуриахметова: дом для своей семьи он начал строить лишь тогда, когда все очередники на предприятии получили квартиры. Кстати, и к решению жилищной проблемы в горэлектросетях с подачи Рауфа Галеевича подходят с умом. Подряжаются строить жилье для состоятельных акционерных обществ, других производственных формирований с условием, что за услуги те рассчитаются квартирами в возводимых домах.


Таким же способом, но уже по договоренности с сельхозпроизводителями, пополняются запасы овощей, прочей продовольственной продукции для столовой предприятия. Потому обеды там существенно дешевле, чем в общепитовских заведениях города. Как, впрочем, и хлеб, выпечку которого наладили в горэлектросетях для своих работников. К их услугам на предприятии также зубоврачебный, массажный кабинеты, спортзал с теннисным и бильярдным столами, различными тренажерами, сауна, бассейн, удобные бытовки.


Сегодня горэлектросети располагают всем необходимым для эффективной работы, полностью оснащены современным оборудованием, спецтехникой, даже компьютерной связью. Однако главным достоянием предприятия Р.Нуриахметов считает работающих здесь людей. К чему он, разумеется, тоже приложил руку. В основном сам, редко перепоручая это подчиненным, обходил, объезжал разные учебные заведения, подолгу разговаривал с ребятами о жизни и исподволь подбирал из их числа наиболее достойные молодые кадры. Одну из групп выпускников-школьников обучил на кабельщиков в Лениногорске.


Вот почему в горэлектросетях так много толковых, инициативных работников с новаторским мышлением. Электромонтера Виталия Козлова товарищи по работе прозвали Кулибиным. И заслуженно: этот парень по собственным разработкам соорудил такую технологическую линию для выпуска изолированного провода, что на выставке в Казани она вызвала восхищение специалистов. А электросетям изобретение Козлова дало двойной выигрыш. Перестав покупать на стороне дорогостоящий кабель, предприятие, наладив его производство, стало еще и приторговывать им с очевидной выгодой.


Производят в горэлектросетях на продажу также оригинальной формы уличные фонари, гаражные ворота, кое-какой иной ширпотреб. Идут на это не от хорошей жизни: потребители услуг, оказываемых предприятием, задолжали ему уже около четырнадцати миллионов рублей. Потому Нуриахметов, его штаб вынуждены постоянно искать все новые варианты получения дополнительной прибыли, чтобы жило и действовало вверенное энергохозяйство. Не ограничиваясь лишь эксплуатацией ЛЭП, сопутствующих им силовых объектов, предприятие берется теперь и за их монтаж. Благодаря этому появились линии освещения на улицах Фабричной, Нефтяников, имени Радищева, Суворова…


Рауф Галеевич твердо ведет свое предприятие, будто корабль, по штормовым волнам рыночной экономики, умело обходя подводные “рифы”, на которые напоролся, получив пробоины, уже не один бугульминский производственный коллектив. А что такое бедствовать, Нуриахметов знает не понаслышке. Потому стремится посильно помогать и едва сводящим концы с концами сельхозпроизводителям, и социальным, иным бюджетным организациям города, в жизни которого Нуриахметов играет заметную роль. И как депутат объединенного горрайсовета, и просто как сильный характером, влиятельный в Бугульме человек. Он умеет жестко ставить на место своих противников и в то же время глубоко признателен тем, кто содействует укреплению горэлектросетей, прежде всего главе Бугульминской администрации Н.Магдееву, его первому заместителю И.Касымову. Признателен Нуриахметов и нынешнему головному ведомству электросетей – республиканскому производственному объединению “Таткоммунэнерго” в лице его генерального директора Р.Абдуллина, твердо отстаивающего интересы подопечных коллективов.


Не теряя оптимизма, Нуриахметов настойчиво продолжает модернизацию электросетей, завершая теперь их телемеханизацию. Потому что уверен – все это окупится. Не случайно он, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, заслуженный энергетик Татарстана, назван в прошлом году еще и лучшим среди директоров аналогичных предприятий в системе “Таткоммунэнерго”.


С учетом того, что из месяца в месяц, из года в год Нуриахметов трудится ежедневно по двенадцать часов, времени на отдых и на встречи с родственниками ему хронически не хватает. Поэтому, пуще всего скучая по внучкам и внуку, Рауф Галеевич очень надеется, что ничто не помешает ему посидеть за праздничным столом со всей родней, которая вскоре соберется отметить его шестидесятилетие. Тогда-то он сможет высказать благодарное спасибо и родителям – Гали Нуриахметовичу, Сабиле Миннихаеровне – за достойное воспитание и жене Тагзиме Исмагиловне, обеспечивающей ему надежный тыл, и сыну, двум дочерям – за понимание и поддержку.


Чествовать юбиляра приедут и гости из других городов. Один из них как-то спросил Нуриахметова, почему тот так никуда и не уехал, хотя ему предлагались лестные назначения в Лениногорске, Набережных Челнах, Казани, в подмосковных Люберцах…


– И что вы ответили на это? – спросил я Нуриахметова.


– Да то же, что и сейчас скажу, – улыбнулся он. – Должности мне могли достаться весьма заманчивые, однако… Есть такая поговорка: где родился, там и пригодился. Уточню от себя: обязан сгодиться! Тем более что есть еще у меня обязательства перед моим наставником, председателем совета директоров объединения “Таткоммунэнерго” Рауфом Абдулловичем Кафиатуллиным.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще