Когда я позвонила Руслану Фаррахову с просьбой о встрече, он удивился: “Подумаешь, большое достижение, получил сто баллов на экзамене по физике…” Ну, в общем, конечно, результат не уникальный – среди выпускников татарстанских школ физиков-“стобалльников” на ЕГЭ нынче набралось семь человек. Есть только одно существенное различие между этими молодыми людьми и Русланом: еще в раннем детстве наш герой ослеп.
Строго говоря, Руслан Фаррахов в число тех семи стобалльников не входит, так как физику он сдавал не в форме ЕГЭ – в России контрольно-измерительные материалы со шрифтом Брайля, предназначенные для слепых учащихся, предусмотрены только по обязательным русскому языку и математике, по другим предметам их просто нет. Поэтому, написав обязательные ЕГЭ в родной 172-й казанской школе, физику наш герой отправился сдавать непосредственно в вуз, который выбрал для поступления, – КГТУ имени Туполева. Но экзамен строился по той же тестовой системе и оценивался из тех же ста баллов. Так что Руслан все равно получил максимальную оценку. И сегодня он – студент факультета технической информатики и кибернетики. Кстати, в сумме он набрал 211 баллов, показав в ЕГЭ по русскому и математике результаты выше среднереспубликанских. Не каждый зрячий выпускник оказался на такое способен. Далеко не каждый.
К слову, для 172-й школы, единственной в Казани, где учатся дети с нарушением зрения, достижение Руслана – в порядке вещей. Из одиннадцати выпускников этого года в вузы поступили пятеро. Причем поступили не просто как льготники, а имея очень приличные результаты на экзаменах. Практика прошлых лет, говорит заместитель директора Людмила Морозова, показывает, что и в высшей школе их выпускники не теряются:
– В прошлом году одна наша девочка поступила в ТГГПУ, ходит на занятия с ноутбуком, печатает за преподавателем, так зрячие однокурсники у нее потом просят лекции посмотреть, потому что сами записать не успели…
Вообще, поясняет Людмила Аркадьевна, дети у них в школе отличаются целеустремленностью. Школа учит их приспосабливаться к жизни, не оглядываясь на болезнь. Но, конечно, многое зависит от семьи – насколько там поддерживают устремления ребенка. Руслану в этом смысле повезло – его родители (папа – простой рабочий, мама – домохозяйка) сына всегда поддерживали. И когда в начальных классах возили его учиться из родного Лениногорска в соседний Альметьевск (хотя им советовали отправить его в специальный интернат в Лаишево), и когда он решил в 11-м классе ехать учиться в Казань, и когда сказал, что обязательно пойдет в вуз.
Мама, правда, сначала все предлагала – может, массажистом… Многие слепые люди успешно заняты этим делом, у них ведь очень чувствительные пальцы – природа, как всегда, обделяя в чем-то одном, с избытком дает другое. Но он уже знал, кем хочет быть: программистом.
Это случилось после первого знакомства с компьютером. Произошло оно как раз в Альметьевске. Там действовал учебно-консультационный пункт (УКП) для слепых. Вообще-то он работал в формате вечерней школы, и малышей туда не брали. Но для Руслана сделали исключение. Первые два года учительница раз в неделю приезжала к нему домой, а потом он и сам поехал в соседний город – знакомиться. И там увидел, а точнее, услышал один из первых компьютеров со звуковой приставкой.
Стоили они тогда очень дорого. Они, конечно, и сейчас недешевы, но теперь у Руслана такой компьютер есть. И это, признается он, расширило его жизненные горизонты до серьезных масштабов. Он получил возможность общаться с десятками самых разных людей со всей страны. Причем далеко не все его виртуальные собеседники догадываются о том, что юноша не видит.
– Я об этом говорю, только если меня попросят их фотографии оценить, – поясняет Руслан. – Потому что не люблю обманывать. Ну не буду же я писать человеку дежурное “хорошо выглядишь”… А когда рассказываешь о себе, многие не верят – им трудно представить, что слепой человек может работать за компьютером.
Но вернемся к Альметьевскому УКП. Учился Руслан, в сущности, экстерном – два раза в неделю ездил в Альметьевск, остальное время занимался сам. Учителя давали задания, он их разбирал, а когда чего-то не понимал – при очередной поездке подробно расспрашивал об этом педагогов. Расспрашивать приходилось немало. Брайлевские учебники – это ведь проблема, их ощутимо не хватает. Иногда приходилось выписывать книги даже из московской библиотеки для слепых. Поэтому его учебные достижения – это во многом заслуга педагогов, кропотливо заполнявших пробелы в его знаниях. Именно альметьевским учителям Руслан благодарен во вторую очередь – после родителей. Именно они, услышав, что мальчик мечтает о высшем образовании, посоветовали в старшем звене выбрать школу с “профильными” педагогами. Хотя чиновники в лениногорском отделе образования искренне удивлялись – зачем ему вообще учиться после 9-го класса? Пенсия же есть, знай себе сиди дома…
– Если сидеть на месте, ничего никогда в жизни не добьешься, – резонно заметил на это Руслан. Так в 11-м классе он оказался в незнакомой Казани, в 172-й школе, где за последний год учебы его знания отшлифовали до возможного максимума.
Живет он здесь со старшими сестрами – их у парня две. Они, говорит Людмила Морозова, о братишке очень заботятся. Но не чрезмерно. Чрезмерно нельзя – детей, пусть и слепых, надо все равно уметь отпустить в большую жизнь. Руслан и сам это понимает. Поэтому в институт собирается ездить самостоятельно:
– Первое время, конечно, сестры будут возить, а потом привыкну…
Я представляю себе переполненный людьми и машинами город, и мне становится не по себе от мысли, что по нему будет в одиночку передвигаться этот невысокий худенький паренек в темных очках – он ведь даже тростью не пользуется…
– Мы с вами так это воспринимаем, потому что никогда не пробовали закрыть глаза и сделать шаг, – успокаивает меня Людмила Морозова. – А у них нет выбора. Точнее, есть. Сидеть в четырех стенах на нищенскую пенсию – или идти. И они идут. И учатся правильно выбирать себе путь.
Руслан верит, что свой путь выбрал правильно. Он уже познакомился с представителями Казанского филиала Всероссийского общества слепых и знает, что есть незрячие люди, которые вполне успешно работают программистами. Конечно, пока рано говорить о том, насколько легко ему будет найти работу после вуза. Вот если бы, вздыхает Людмила Морозова, руководство страны обязало предприятия брать на работу хотя бы один процент инвалидов… Есть же для них льготы в вузах, почему их не может быть при приеме на работу? Но пока это – только мечты. И обнадеживает одно: Руслан Фаррахов сдаваться на милость судьбы не собирается.