Традиции как зеркало души народа

Рауфа Уразманова – один из крупнейших специалистов в республике по этнографии татар.

Рауфа Уразманова – один из крупнейших специалистов в республике по этнографии татар. Этой научной проблемой она занимается уже более 30 лет. Рауфа Каримовна – автор многих исследований и книг, посвященных татарским традициям и обрядам. Не случайно именно она стала редактором вышедшей недавно в издательстве “Наука” монографии “Татары”, вызвавшей большой интерес у читателей.


Предлагаем вашему вниманию беседу с Р.К.Уразмановой.


Монография– Национальная обрядность и праздники в минувшем веке претерпели большие изменения, – говорит Рауфа Уразманова. – Но одно дело, когда изменения происходят эволюционным путем. Другое – изменения насильственные.


С первых дней советской власти декретом “О свободе совести” религия была отделена от государства, школа – от религии. Все обряды и праздники были отнесены к разряду религиозных, неприемлемых для социалистического общества. Поэтому, не вникая в их суть, с ними стали бороться, запрещать. В этом плане татарский народ потерял многое. Ислам со своим скользящим лунным календарем не смог вобрать в себя все народные праздники. Сабантуй и Джиен, которые бытовали в безрелигиозной форме, постигла та же участь, что и традиционные праздники христианских народов. Интересно отметить, что основные мусульманские праздники татары называли словом “гает” – Ураза гаете, Корбан гаете, в то время как народные – словом “байрам”.


– А что, было время, когда Сабантуй запрещали?


– Изучив архивные материалы, я не обнаружила документа, который бы его запрещал. Но было предписание обкома, чтобы Сабантуй и Джиен праздновать в день образования Татарской республики, то есть 25 июня. Таким образом, два праздника слились в один. По сути, потерялся изначальный смысл праздников.


– А чем Сабантуй отличался от Джиен?


– Сабантуй праздновался до сева, с началом весны. Как только появлялись проталинки, праздник начинался с коллективного угощения детей кашей, приготовленной из собранных у селян продуктов. Наиболее распространенное название – Карга боткасы. В Мамадышском, Кукморском, Сабинском районах праздник называется Дэре боткасы, Зэре боткасы. Дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Ближе к севу дети собирали крашеные яйца. Организовывались тренировки коней, сбор подарков для победителей предстоящих соревнований и состязаний.


А Джиен проводился летом, после окончания сева – это праздник массовых молодежных гуляний. Он был гостевым, в отличие от Сабантуя. А в советское время сбор крупы, яиц объявили побирательством, несовместимым со строительством нового общества. Таким образом, детей лишили этого праздника. А ведь ребенок учился общаться, сочинять заклички, люди получали эмоциональный заряд. У праздника много социально-регулирующих, воспитательных функций. Праздник лишь тогда праздник, когда он ожидаем и когда ты имеешь возможность активно в нем участвовать.


– Где-нибудь сохранился этот обряд?


– Нет, не сохранился, хотя предпринимаются попытки, например в Казани, во Дворце культуры имени А.Алиша, возродить его.


– Теперь Сабантуй тоже стал гостевым праздником?


– В 90-е годы была дискуссия в прессе, и общественность пришла к выводу, что нецелесообразно проводить Сабантуй в один день по всей республике. Хотя есть потребность в гостевом празднике. Но сейчас люди разучились сами организовывать праздники. Ждут, как прежде, указаний. Борцы стали профессионалами, призы изменились. А раньше самым ценным призом было полотенце ручной работы, специально подготовленное “яшь килен” – “молодой снохой”.


– Скажите, а насколько изменились семейно-бытовые обряды?


– Хотела бы обратить внимание, что у татар религиозное оформление рождения ребенка, вступления в брак, похорон, в отличие от христиан, проводится дома, во время званых обедов. Это продолжалось и в советский период. Но тайком. Мне рассказывали старики, что, боясь огласки, при обряде “исем кушу” (имянаречения) даже окна затыкали подушкой – чтобы соседи не видели. До такого абсурда было все доведено! При “никахе” – мусульманском бракосочетании – присутствие молодых необязательно. Поэтому в советское время молодожены могли не знать, что проведен такой обряд, особенно в случаях, когда они жили отдельно от родителей.


– А как проводится “никах” в постсоветский период?


– Я проводила исследования в Казани – “никах” справляют абсолютное большинство! Даже в смешанных браках. Теперь молодые принимают активное участие в этом обряде. Обязательным стало требование, чтобы вступающие в брак вслух повторяли за муллой слова мусульманской молитвы – Иман. Перед этим девушка покрывает голову платком, а юноша надевает тюбетейку, причем молодые люди стараются все сделать “как надо”, “как положено”…


– 30-е годы, с одной стороны, трагичные, с другой – романтичные. Именно тогда появились имена – Рафинад, Шедевр, Гамлет, Рево, Люция и т.д. В чем причина таких метаморфоз?


– Это в некоторой степени естественно. При наречении имени в середине XIX – начале ХХ веков татары-мусульмане пользовались, как правило, мусульманским именником. В основном это были сложносоставные имена или имена персидского происхождения. Был характерен большой разброс имен… Ребенку часто искали имя, которое не было на слуху в данном селе. Но при этом в татарской семье старались назвать детей именами, созвучными между собой или с именами родителей. Эта традиция сохраняется и в современной семье. Часто имена в семье либо начинаются на одну букву – Раис, Равиль, Разия, либо созвучны их окончания – Хидият, Талгат, Рифкат, однокоренные имена дочери и сына: Фарид – Фарида, Данис – Дания. А после революции на волне революционного романтизма появились – Дамир, Изиль, Фридрих, Энгельс. В настоящее время остались короткие благозвучные имена.


– Можно ли сказать, что коллективная монография “Татары” – некоторый итог развития этнологической науки в Татарстане?


– На презентации книги “Татары” прозвучала мысль, что аналогичная монография была издана в 1967 году – “Татары Среднего Поволжья и Приуралья”. Я лишь частично соглашаюсь с этим мнением. По сути, мы выпустили совершенно другую книгу. Та монография была посвящена традиционной культуре татар, в ней не описаны изменения, произошедшие в ХХ веке, только один абзац! Она была территориально ограничена, то есть рассказывала только о татарах Среднего Поволжья и Приуралья.


Мы попытались также показать трансформацию быта татар в ХХ веке. Да, это итог. Кем мы стали к концу ХХ века? Мне кажется, авторам удалось ответить на этот вопрос. Монография рождалась непросто, в спорах и дискуссиях с московскими официальными и неофициальными рецензентами, редакторами серии “Народы и культуры”, издаваемой Институтом этнологии и антропологии РАН. Образно говоря, сито было хорошее. Впервые официально была высказана другая точка зрения об этнополитической, этнической истории татар, в которой немаловажная роль была отведена периоду Золотой Орды. В монографии “Татары Среднего Поволжья и Приуралья” вообще нет упоминания Золотой Орды. Волжская Булгария, а… затем Казанское ханство. Причины известны.


А в книге “Татары” показаны не только культура и быт с этнической точки зрения, но и явления, влияющие на это развитие – и наша государственность, борьба за суверенитет, национальные движения.


– Вы чувствовали, что с мнением ученых Татарстана считаются?


– То, что мы издали отдельный том “Татары”, доказывает, что в научной среде с нашим мнением считаются. Первоначально по проекту серии “Народы и культуры” планировалось издание тома “Народы Поволжья и Урала. Тюркские народы”, включающего татар, башкир, чувашей (точно так же готовился том “Народы Поволжья и Урала. Финно-угорские народы”, в который были включены коми, коми-пермяки, мордва, марийцы, удмурты). Но мы настояли на издании самостоятельного тома. Объем большой, около 60 авторских листов. Наша научная база и потенциал позволили в короткое время подготовить такой том. Ценность монографии в том, что в ней воедино собраны и подытожены многолетние труды ученых по культуре народа. Наряду с монографиями “Русские”, “Украинцы”, “Белорусы” вышел, таким образом, том “Татары”.


Беседовал Рафаил ХАПЛЕХАМИТОВ.


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще