Нам, ветеранам, не безразлично, какой будет расти молодежь в новой России. То, что мы хотели бы видеть ее патриотичной, преданной Родине, способной в любое время встать на ее защиту, – однозначно.
Поток обличительно-разоблачительных публикаций и литературы захлестнул СМИ, заполонил полки книжных магазинов. Объявилось немало “аналитиков”, не нюхавших пороху, которые с пеной у рта “развенчивают” и дискредитируют подвиги героев войны и, наоборот, поднимают на щит изменников и предателей.
Печально, что поток дискуссионных проблем перекочевал в школьные учебники, тем самым заслонил героические деяния и подвиги руководителей и рядовых участников Великой Отечественной войны, конкретные события, сражения, эпизоды. Принижается роль народов СССР в достижении победы над врагом. Известны случаи, когда школьные учителя в стремлении к оригинальности в прочтении истории войны ставят вопросы типа “Власов: герой или предатель?”, “Лучше или хуже жилось бы в России, если бы победил Гитлер?” и т.д.
Все это вызывает смятение в душах детей, формирует устойчиво негативное отношение к нашему прошлому и свершениям старших поколений.
В этой связи появление правдивого учебника по истории Татарстана, написанного авторским коллективом под руководством профессора Б.Ф.Султанбекова, – заметное событие. Естественно, нас больше всего заинтересовал раздел, где отражено участие Татарстана в Великой Отечественной войне.
Татарстан был одной из крупнейших тыловых баз, где ковалась победа. Наши самолеты, снаряды, обмундирование и снаряжение в огромных количествах поступали в войска бесперебойно.
Авторы учебника сумели на основе фактов раскрыть весь драматизм начала войны, отразить накал страстей, катастрофичность отдельных событий, величайшее самопожертвование, стойкость и героизм воинов нашей армии и флота, всех советских людей.
Авторы в своих выводах, оценках опираются как уже на широко известные, но по-новому переосмысленные источники, так и на вновь открытые документы тех лет. Это представляет особую ценность для военно-патриотического воспитания школь-ников.
Достойное место в учебнике отводится подвигу советского народа, его тяжелым героическим будням, духовному сплочению. Показан вклад татарстанской науки в победу над врагом.
Взвешенный подход, правдивое освещение не только периода войны, уважительное отношение к свершениям старших поколений красной нитью проходят через текст всего учебника.
Особо надо сказать о прилагаемом к учебнику атласе. Его страницы, посвященные Гражданской и Великой Отечественной войнам, знакомят нас с их героями – рядовыми и полководцами, и, самое главное, учащиеся видят документы войны – солдатские письма-треугольники, благодарности Верховного Главнокомандующего, повестки и самый трагический документ – похоронку.
Нам кажется, что школа получила добротное учебное пособие, которое послужит правильному и достойному восприятию истории нашего края, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
М.ДЕВЯТАЕВ.
Герой Советского Союза.
И.МОСТЮКОВ.
Герой Социалистического Труда.
Ю.ШЕРСТНЕВ.
Председатель совета ветеранов Советского района Казани,
бывший военный летчик.