Одним из обладателей федерального гранта в рамках национального проекта “Образование” для учреждений начального и среднего профессионального образования нынче стал казанский Профессиональный лицей наземного и подземного электрического транспорта. Грантовые деньги, полагают в лицее, позволят не только усовершенствовать учебное оборудование, но и значительно расширить программы обучения.
Курсанты Ринат Шайхутдинов и Павел Гусев занимают свои места за тренажерами, которые полностью имитируют кабину машиниста метро. Машинист-инструктор Рустам Зиятдинов, сидящий по соседству, задает на компьютере различные нештатные ситуации, которые могут возникнуть с составом в процессе движения. Курсанты должны грамотно и оперативно на них отреагировать.
Теоретическая подготовка машинистов метро длится полгода. Потом – два месяца практики, но в качестве не водителя, а… слесаря – машинисту слесарные знания и навыки тоже необходимы. Потом еще два месяца уже непосредственно поездной практики, и лишь затем выпускник лицея допускается на работу, и то поначалу лишь в качестве стажера.
Не менее тщательно готовят в лицее водителей трамваев и троллейбусов – пока те досконально не освоят “езду” на компьютерных тренажерах, их не то что на линию – к экзамену в ГИБДД не допустят.
Впрочем, хотя базовым предприятием для лицея является казанское МУП “Метроэлектротранс”, здесь обучают специалистов достаточно широкого профиля.
– Если около двух лет назад, когда открылся лицей, мы вели подготовку по двадцати одной специальности, то сегодня – уже по тридцати трем, – поясняет его директор Рустем Галявов. – Наши выпускники могут работать в самых разных сферах, ведь такие специальности, как слесарь, электрик, токарь, фрезеровщик-универсал, в сегодняшней жизни – гарантия востребованности у работодателей. За неполных два года мы обучили и переобучили более 750 человек. Причем, в отличие от других учебных заведений, прием учащихся ведем круглогодично, работаем без каникул.
Еще одна отличительная черта лицея – полная интегрированность в производство: все учебные классы располагаются непосредственно в депо “Метроэлектротранса”, обучение ведут специалисты-практики. Базовое предприятие, что называется, кровно заинтересовано в выпускниках, поэтому все курсанты получают стипендию, а нуждающиеся обеспечиваются бесплатным общежитием. А учатся здесь, кстати, в том числе и вынужденные переселенцы, и граждане из ближнего зарубежья. Для них особенно ценно то, что лицей дает гарантию трудоустройства. В общем, федеральные деньги лицей получил вполне заслуженно. Впрочем, не только федеральные – ведь грант дается на условиях софинансирования со стороны региона и базового предприятия, так что в придачу к почти 30 миллионам грантовых рублей лицей получит около 15 миллионов из республиканского бюджета, а еще 17 миллионов даст “Метроэлектротранс”. Куда тратить будут? Здесь об этом уже подумали.
– Как видите, сегодня мы активно используем в учебном процессе компьютерные тренажеры, – рассказывает Рустем Галявов. – Теперь планируем закупить еще несколько, предназначенных для обучения водителей автотранспорта. Специально для них будет установлено современное оборудование, суть которого в том, что вся дорожная ситуация моделируется на компьютере. То есть нет необходимости с риском “гонять” по городу машину с учеником, тратить деньги на бензин – “крутить баранку” курсанты будут в “виртуальной реальности”, а в город выезжать практически полностью подготовленными.
Есть и другие планы. Скажем, открытие собственного автодрома. Кроме того, федеральное финансирование, рассчитывают в лицее, позволит переквалифицировать учебное заведение в колледж, что расширит его возможности – к примеру, прием можно будет вести не только на базе полного среднего образования, как сейчас, но и на базе девяти классов. Планируется и взаимодействие с высшей школой. Ведь многие казанские вузы обучают студентов по специальностям, родственным лицейским, – почему бы параллельно не давать молодым людям рабочие профессии?
– Мы планируем подписать с вузами трехстороннее соглашение, – поясняет генеральный директор “Метроэлектротранса” Асфан Галявов. – Со второго курса будем набирать в лицей студентов, обучать их по рабочим специальностям, дадим им возможность защищать на базе нашего предприятия дипломные работы. В каникулы они смогут работать у нас на предприятии, причем старшекурсники – на инженерно-командных должностях. И трудоустройство им обещаем.
А еще одна совместная идея лицея и базового предприятия – организация сертификационного центра для сотрудников “Метроэлектротранса”.
– Если летчики, машинисты поездов дальнего следования регулярно проходят сертификацию, то почему водители городского транспорта, которые гораздо теснее общаются с пассажирами и больше рискуют попасть в аварийную ситуацию, не должны этого делать? – комментирует это решение первый заместитель генерального директора “Метроэлектротранса” Шамиль Гильманов.
Причем речь идет не только о совершенствовании чисто профессиональных навыков, но и, что не менее важно, о повышении качества работы с пассажирами. Специальные курсы по культуре и этике общения с населением ожидают как водителей, так и кондукторов. А еще сотрудники предприятия будут в ближайшем будущем изучать татарский и… английский языки. Это позволит казанским транспортникам во всеоружии встретить Универсиаду.
Кстати, к 2013 году в городе планируется открыть девять новых троллейбусных маршрутов, несколько станций метро, скоростной трамвай от аэропорта до железнодорожного вокзала. Так что потребуются новые специалисты. Которыми (не без помощи грантовых средств) вполне способен будет обеспечить городское электротранспортное хозяйство Профессиональный лицей наземного и подземного электрического транспорта.