В Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ прошло совещание с участием руководителей администраций городов и районов, автотранспортных предприятий республики, на котором проанализировано финансовое состояние предприятий общественного транспорта.
Отмечено, что недофинансирование коммунальных перевозок городскими бюджетами продолжает из года в год тормозить нормальное функционирование транспортных предприятий. Их дотирование в первом квартале года составило по республике всего 40,2 процента от общего бюджетного финансирования.
В Казани при плановой дотации пассажирских автопредприятий в 99,9 миллиона рублей фактическое ее выделение составило 57,2 миллиона. ОАО “КПАТП-1” получило 35,5 процента необходимых дотационных средств, ПАТП-2 – 57,9, ПАТП-3 – 55, ПАТП-4 – 54,6, КУП “Казэлектротранс” – 58,9 процента. И это в столице, где проблемы перевозок стоят наиболее остро! Вследствие недофинансирования резко возросли долги АТП. Задолженность за ГСМ с начала года увеличилась на 9,9 миллиона рублей, за электроэнергию – на 3 миллиона, коммунальные услуги – на 3,9 миллиона, авторезину – на 207 тысяч, запчасти – на 655 тысяч рублей. Некоторые АТП были вынуждены брать кредиты, чтобы погасить образовавшуюся задолженность по зарплате и приобрести топливо.
Серьезная ситуация сложилась в Нижнекамске, где дотации КУП “Горэлектротранс” составили всего 23,6 процента, КУ “ПАТП-2” – 63,6 процента. В Бугульминском районе недофинансирование привело к росту задолженности за ГСМ на 1,2 миллиона рублей. А в администрации Зеленодольского района на проблему смотрят с юмором, советуя директору автопредприятия ежедневно… напоминать о проблемах коллектива. Так и заканчивается его день в приемной главы района…
В Мензелинске, Черемшанах, Уруссу пассажирские перевозки оказались вовсе забытыми финансистами. Предприятия здесь вообще не дотируются.
Справедливости ради надо отметить, что такая ситуация неповсеместна. Администрации Актанышского, Заинского, Сабинского, Тетюшского районов авансируют городские перевозки, дотируя их более чем на 100 процентов.
В других же директора АТП вместо того, чтобы направлять усилия на повышение качества обслуживания пассажиров, увеличение зарплаты водителям, открытие новых маршрутов, улучшение материально-технической базы, вынуждены изо дня в день обивать пороги кабинетов глав в надежде получить “свои” средства. Вряд ли пассажиры, подолгу ожидающие автобусы на остановках в зимний мороз или летнюю жару, догадываются об этих проблемах перевозчиков.
И еще. Непонятное противоречие образуется. Правительство РТ, со своей стороны, ежегодно обновляет подвижной состав новыми автобусами, дабы поддержать материально-техническое состояние автотранспортных предприятий. Администрации же городов и районов, получается, противодействуют этой политике, обделяя средствами коллективы транспортников из месяца в месяц… Парадокс, но факт!