Иваново – город невест. И межнационального согласия

Что Иваново – город невест, знает каждый.

Автор статьи: Рафис ИЗМАЙЛОВ

Что Иваново – город невест, знает каждый. Но вот то, что в столице текстильного края и в самой этой области проживают представители более 80 национальностей… Что самая многочисленная, после русских, организованная община – татарская, насчитывающая 25 тысяч человек… Что здесь строится одна из крупнейших мечетей в России… Об этом знали, наверное, только сами ивановцы да дотошные статистики.


Отныне это будут знать и в Костроме, Ярославле, Владимире, Калуге, Рязани, Касимове, Тольятти, Москве, Казани, представители которых были на днях гостями этого города.


Тут сделаем небольшой экскурс в историю.


В 1994 году группа активистов местной татарской общины создала Ивановское областное общественное объединение “Восток-Шарек”. Через три года (после выхода в свет Закона “О свободе совести и религиозных объединениях”) было учреждено Мусульманское религиозное объединение Ивановской области. А вскоре подоспел Закон о национально-культурных автономиях. И была зарегистрирована областная РТНКА. Руководителем и религиозной, и светской организаций избрали Фарида Усмановича Ляпина. Усилиями Ляпина и его верной спутницы Мастуры-ханум при школе №27 была открыта татарская воскресная школа. Начали с преподавания родного языка и литературы. А с 1997 года в программу включили уже арабский язык (как иностранный), основы ислама, стали обучать вышивке, шитью, лоскутной технике, другим прикладным видам искусства, актерскому мастерству. И даже национальному виду борьбы – курэшу.


Примечательно, что учащимися воскресной школы являются не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. У них тоже проснулась вдруг тяга к изучению изрядно подзабытого родного языка, истории и культуры своего народа. Результаты этой работы гости смогли воочию увидеть на концерте в переполненном драматическом театре. Там со своеобразным творческим отчетом выступали преподаватели и воспитанники воскресной школы, и на сцене были представлены все возрастные группы. От дошкольного до послепенсионного…


А теперь оставим школу. Дальше пошли фестивали родного языка, дни национальной культуры, кулинарии, “Тукаевские чтения”, профильные лагеря, где ребята получили возможность отдых совмещать с углубленным изучением татарского и арабского языков. Молодежные вечеринки с играми по обычаям бабушек и дедушек. Участие в областных и городских праздниках, выездные концерты. И, наконец, ежегодные сабантуи.


Это светская работа. Параллельно с ней велась и духовно-просветительская: изучение основ ислама, благотворительные обеды для мусульман в месяц рамадан, в Курбан-байрам (причем не только в областном центре, но и в Фурманове, Шуе), материальная помощь многодетным и неполным семьям, сиротам. И реализация идеи строительства мечети. И не просто мечети, а исламского культурного центра. По индивидуальному проекту архитектора В.Тимонина. По замыслу зодчего и заказчиков здесь должны быть школа-интернат на 400 мест с углубленным изучением арабского и татарского языков, медресе, спортзал, столовая, конференц-зал. Разумеется, молельные помещения, как и предписано, отдельно для мужчин и женщин, залы для ритуальных услуг…


И это уже не просто мечта. Чуть ли не в центре Иванова полным ходом ведется строительство этого прекрасного комплекса из красного кирпича. Почти что завершено возведение 30-метрового минарета (осталось водрузить лишь купол), форсированными темпами идут отделочные и кровельные работы.


И можно понять радость и гордость Фарида Ляпина, уроженца Пензенской области, и Ильфата Ризванова, уроженца Татарстана, прораба этой уникальной стройки, которые водили гостей по стройплощадке, рассказывали о перипетиях борьбы за этот центр и заверяли, что в августе первая очередь комплекса будет сдана госкомиссии.


Фарид и Ильфат познакомились-подружились еще в Казани, в годы учебы в инженерно-строительном институте. И с тех пор, можно сказать, неразлучны. Вместе по распределению приехали в Иваново да так и осели здесь навсегда. Не счесть, сколько всевозможных объектов понастроено ими здесь за прошедшие почти тридцать лет работы. Потом пути их ненадолго разошлись. Стройки “заморозились”, умельцы-созидатели оказались невостребованными, в ту пору нужны были больше разрушители… Ильфат даже поработал в клубе спортивной авиации, летал. А Фарид, получив еще духовное образование, занялся общественной деятельностью, “учетом” и сплочением своих соотечественников-татар и единоверцев-мусульман. А их, исповедующих ислам, в городе и области, как оказалось, проживает свыше 60 тысяч. Кроме татар, это азербайджанцы, башкиры, дагестанцы, казахи, узбеки, чеченцы…


Строительство Исламского культурного центра стало кровным делом всей мусульманской уммы. Он сооружается на средства и пожертвования единоверцев, можно сказать, методом народной стройки, участвовать в которой каждый считает своим святым долгом.


Здесь, на этой стройке, вновь пересеклись и пути Фарида и Ильфата.


Вот такие факты общественной жизни и личных судеб вобрали в себя торжества, посвященные 10-летию образования Мусульманского религиозного объединения Ивановской области. Событие, казалось бы, в истории России несущественное. Но, благодаря широкому кругу приглашенных участников, продуманной и разносторонней программе, оно получило общероссийское звучание, превратилось в событие межнационального значения. В нем принимали участие руководители региональных мусульманских организаций и татарских национально-культурных автономий из городов Центральной России.


Помимо посещения строящегося религиозно-культурного центра, гости приняли участие в заседании “круглого стола”. На обсуждение был вынесен важнейший для многонациональной и поликонфессиональной страны вопрос о роли национально-культурного объединения в развитии общекультурного пространства региона. По составу участников и темам докладов, сообщений, которые обсуждались за “круглым столом”, его вполне можно соотнести с научно-практической конференцией. Главными участниками диалога здесь были руководители и представители национальных объединений: азербайджанского, армянского, немецкого, еврейского, дагестанского, других, существующих в Иванове и живущих друг с другом в мире и согласии. Отрадно было услышать из их уст, что побудительным мотивом к сплочению их общин, созданию объединений послужил добрый пример и опыт наших соотечественников-татар. И, конечно же, их поддержка руководителями Ивановской области. В этом гости лишний раз убедились, будучи принятыми первым заместителем губернатора Ивановской области Александром Канаевым.


А завершились торжества уже упомянутым красочным концертом в здании драматического театра.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще