“Помощь ежедневная в ежедневной работе”

Ровно восемьдесят пять лет прошло со дня выхода первого номера газеты “Рабочий”, от которой ведет свое летосчисление “Республика Татарстан”.

Ровно восемьдесят пять лет прошло со дня выхода первого номера газеты “Рабочий”, от которой ведет свое летосчисление “Республика Татарстан”.


Газета “Рабочий” была создана на средства казанской купеческой семьи Тихомирновых, редактором ее стал видный революционер, соратник В.И.Ленина и активный сотрудник “Правды” Виктор Тихомирнов, вернувшийся в Казань по указанию ЦК РСДРП(б) для восстановления местной партийной организации. Первый номер “Рабочего” вышел 31 марта (по новому стилю – 13 апреля) 1917 года тиражом около 4 тысяч экземпляров. Для нового издания тираж немалый. Между тем работать сотрудникам редакции приходилось в тяжелых условиях, подвергаясь постоянным гонениям со стороны властей. Газету отказывались продавать в киосках, перестали отпускать белую бумагу, и она печаталась на оберточной. В августе 1917 года по распоряжению властей газету закрыли. Это вызвало возмущение казанских рабочих. “Закрытие газеты “Рабочий”, одной из защитниц рабочего класса, есть поход на завоеванную рабочим, солдатом и крестьянином свободу”, – записали в своей резолюции рабочие фабрики “Поляр”.


Надо сказать, читатели поддерживали газету и материально – в фонд “Рабочего” в 1917 году поступило 3283 рубля.


Непосредственной преемницей “Рабочего” стала газета “Знамя революции”, она начала издаваться в ноябре 1917 года. Затем газета неоднократно меняла названия – “Знамя труда”, “Известия”, “Известия ТатЦИКа”, “Красная Татария”, “Советская Татария” и, наконец, с августа 1993 года – “Республика Татарстан”. Понятно, что за каждым названием стоит определенный этап в жизни республики.


Менялись поколения, гремели революции и войны, переламывался общественный строй, и все это время газета неустанно делала свое дело – писала историю современности. Сегодня выпущен 24631-й ее номер. в Татарстане, да и в России немного найдешь изданий, которые измерялись бы таким количеством номеров. Собранные вместе, они представляют собой уникальный, неповторимый документ эпохи, запечатлевший каждодневную жизнь республики на протяжении 85 лет. Каждодневную! Причем газетные страницы доносят до нас (и будут доносить до наших потомков) не только, что называется, голые факты, цифры, фамилии, но и живые картины нашего бытия, само дыхание времени, аромат эпохи, речь, мысли, чувства и настроение людей, их страсти. а потому газета не только удовлетворяла познавательный интерес, давая информацию, сообщая те или иные сведения, но и являлась воспитателем масс, на конкретных характерах и судьбах учила жить по высоким нормам морали и нравственности и в определенной мере задавала тон общественной жизни, устанавливала градус общественного темперамента.


Коллектив редакции газеты "Республика Татарстан". Апрель 2002 года


Неправда, будто газета живет одним днем. Газета материальна, осязаема – все, что напечатано в ней, остается на века.


Наша газета была партийным изданием и, употребляя привычную фразу, проводила в жизнь линию партии. Но одновременно она была и органом Верховного Совета и Совета Министров, и даже был такой период, когда газета являлась лишь органом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Казани и губернии, то есть беспартийным изданием. И все же все эти годы она была прежде всего трибуной читателя. Вот он, многотысячный и многоликий, и давал журналистам главное задание. А потому на всех этапах истории республики газета жила радостями и болями нашего общества, всегда находилась там, где вершилась судьба народа, – в заводских цехах и на стройках, на полях и фермах. Перелистываешь эти старые подшивки, и перед тобой развертывается история – в запечатленных фотокамерой мгновениях, в стуке топоров и лопат, ударах молотка, шуме моторов, в звонких маршах нашей юности, что звучат в репортажах и корреспонденциях. В коротких и емких призывах – “Даешь соцгород!”, “Время, вперед!”, “Долой разруху!”, “Скорее покончить с безграмотностью!”, в категоричности и бескомпромиссности тона газетных выступлений явственно ощущается героический пафос трудовых свершений, жизнеутверждающий оптимизм, неуемное желание рабочего люда ускорить приближение завтрашнего дня.


С новой силой зазвучал голос газеты в дни Великой Отечественной войны. Часть журналистов ушла на фронт, вдвое уменьшился формат газеты, но она не утратила своей популярности. “Красная Татария” укрепляла моральный дух народа, с ее страниц не сходил обращенный к читателям вопрос-призыв: “Что ты сделал сегодня для фронта?” Уместно напомнить в связи с этим строчки К.Симонова, адресованные журналистам:


“Слышишь, как порохом пахнуть стали
Передовые статьи и стихи?
Перья штампуют из той же стали,
Которая завтра пойдет на штыки”.


Ряд журналистов не вернулись с фронта. Мы чтим светлую память бывших корреспондентов “Красной Татарии” Ф.Суходеева, В.Никольского, Д.Лагутина, П.Тупоногова, И.Белкина, фоторепортера А.Михайлова, погибших в боях с фашистскими захватчиками.


Нынешним журналистам, что постарше, довелось поработать с теми, кто с оружием в руках защищал Отечество. В 60-е – начале 70-х годов “Советскую Татарию” редактировал выдающийся журналист А.Клименков. В годы войны он был разведчиком, десантником, высаживался в тылу противника. Одним из первых ворвался в рейхстаг П.Бахтин, танкистами были С.Козин и В.Куликов, летчиком-истребителем – Ю.Белостоцкий, в рядах морской пехоты защищал Ленинград В.Мукусев. Участниками войны также были А.Авдеев, К.Иванов, И.Зезюлин. Все они уже ушли из жизни. Но здравствуют И.Нейман, командовавший ротой автоматчиков, Ю.Щелыванов (редактировал газету в 1978-1985 гг.), М.Петров, А.Малов, Ш.Байгильдин, Н.Лабудин.


Строительство после войны новых предприятий, освоение большой нефти, Нижнекамский нефтехимический комплекс,


КамАЗ – это и вехи истории республики, и самые популярные адреса журналистских маршрутов. Одна из самых заметных акций “Советской Татарии” – организация переклички поколений, начавшейся с публикации открытого письма А.Стаханова, П.Кривоноса, М.Виноградовой, А.Бусыгина и И.Гудова, адресованного строителям КамАЗа. Прославленные герои первых пятилеток напутствовали строителей на ударную работу. Письмо-обращение всколыхнуло стройку. Оно было обсуждено во всех бригадах и вызвало волну массового энтузиазма и высокой творческой активности.


Наша газета дала стране и республике плеяду замечательных журналистов, писателей, общественных деятелей. В первые годы Советской власти газету редактировал видный писатель Владимир Бахметьев, в дальнейшем член президиума правления Союза писателей СССР. Он был в составе делегации от Татарстана, направленной в Москву для подписания акта об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Романом Михаила Бубеннова “Белая береза”, который до войны работал собственным корреспондентом “Красной Татарии”, зачитывалась вся страна. Его одним из первых среди произведений о войне удостоили Сталинской премии. В нашей газете начинал и Андрей Алдан-Семенов, член Союза писателей СССР со дня его основания, автор эпопеи “Красные и белые”. Его перу принадлежит также одно из первых произведений о жизни политзаключенных – повесть “Барельеф на скале”, в свое время устанавливавшая рекорды по читательскому спросу. Евгения Гинзбург, автор “Крутого маршрута”, мать известного писателя Аксенова, возглавляла в “Красной Татарии” отдел литературы и искусства. Это у нас начинал король фронтовых фоторепортеров страны Виктор Темин. Потом его забрала к себе “Правда”. “Лейкой”, подаренной ему Горьким, он снимал до конца своей жизни – снимал дрейфующие станции “Северный полюс”, Папанина на льдине, подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Авторитет его был настолько велик, что он без спроса Жукова поднял в воздух его самолет, заснял знамя Победы, только что водруженное над рейхстагом, полетел в Москву и на следующий день вернулся этим же самолетом в Берлин с пачкой номеров газеты “Правда”, которая вышла со снимком “Знамя над рейхстагом”. Жуков тут же отменил свой приказ об аресте Темина и подписал другой – о награждении его боевым орденом. Наконец, Темин по личному указанию Сталина был включен в список лиц, представлявших Советский Союз на процессе казни нацистских главарей в Нюрнберге. Снимки Темина обошли весь мир и вошли в историю отечественной фотографии.


Сотрудниками нашей газеты были известные поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, известный поэт и художник Павел Радимов, художник Дени, поэты, писатели, драматурги Анатолий Мелузников, Павел Евгеньев, Бруно Зернит, Евгений Белянкин, Тамара Ян, Ян Винецкий. С нашей газетой сотрудничали Лариса Рейснер, Александр Фадеев, Николай Асеев, Михаил Исаковский, Лев Ошанин, Федор Панферов, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Анатолий Луначарский, французский писатель Жан-Ришар Блок и другие. В нашей редакции бывали Горький, Маяковский и другие выдающиеся деятели отечественной культуры.


Заместитель редактора нашей газеты Прямков стал редактором центральной газеты “Индустрия” и журнала “Индустрия социализма”. У нас работали Ионов, который затем редактировал в Москве “Учительскую газету”, и Кузнецов, ставший позднее редактором журнала “Советский Союз”. Политический обозреватель нашей газеты Олег Морозов стал депутатом Государственной Думы РФ и возглавляет в парламенте крупную фракцию “Регионы России”.


Замечательные традиции коллектива, журналистская сплоченность, чувство ответственности перед читательской аудиторией помогли нам устоять в сложный период перехода к демократическим формам правления. Когда рухнула КПСС, а вместе с ней и реском партии, у “Советской Татарии” остался один учредитель – трудовой коллектив редакции, и мы несколько месяцев на свои средства, закупая бумагу, оплачивая типографские и прочие услуги, выпускали газету, пока не пригласили в соучредители Правительство и Верховный Совет республики. Нам удалось уберечь себя от экстремизма, не поддались мы и напору уличной истерии, попыткам втоптать в грязь наше прошлое. Позиция газеты заключается в том, чтобы объективно отражать социально-экономические и политические процессы, не впадать в односторонность, доносить до читателей все социально значимые мнения. Мы за взвешенный подход к реконструкции всех сфер нашей жизни, за освобождение людей от обветшалых догм, за сохранение мирной и дружной атмосферы совместного проживания народов в Республике Татарстан.


Конечно, у рынка жестокие законы: слабейший погибает. На рынке СМИ идет, может быть, и невидимая миру, но безжалостная борьба за читателя. Нередко в ход пускаются недозволенные приемы и методы, подвергается эрозии журналистская этика, появляются низкопробные публикации, рассчитанные на низменные вкусы. Торжествует вседозволенность. И это понятно: когда речь идет о выживании, для иных все средства хороши.


Добавляют проблем связисты: вот уже несколько подписных кампаний подряд они резко повышают цены на свои услуги, увеличивая за счет читателей свои доходы. На нашу газету, например, на второе полугодие с.г. связисты подняли цены на 28 процентов. Это в несколько раз перекрывает инфляцию.


И тем не менее у нас нет оснований впадать в пессимизм. Читательская аудитория у нас стабилизировалась, в редакции работают талантливые журналисты, созданы условия для плодотворной работы. И самое главное – нас, сотрудников газеты “Республика Татарстан”, объединяет дух журналистского братства, чувство семьи единой.


Закончить эту статью мне хочется словами Маяковского, который сказал:


“Это не чтение от скуки.
Газетой с республики грязь скребете.
Газета – наши глаза и руки,
Помощь ежедневная в ежедневной работе”.


Евгений ЛИСИН.
Редактор газеты “Республика Татарстан”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще