Генератор идей

Александр Иванович Клименков производил впечатление спокойного, вдумчивого, уважительного к собеседнику человека.

Александр Иванович Клименков производил впечатление спокойного, вдумчивого, уважительного к собеседнику человека. Умел дать дельный совет, убедить, вставить в разговор острое словечко. Вообще, обладал каким-то притяжением.


Встретился я с ним в августе 1952 года в Москве на семинаре редакторов комсомольских газет Советского Союза. В течение месяца мы жили по соседству в общежитии. Днем ходили на лекции, писали материалы, за которые нам, как школярам, выставляли оценки, практиковались в “Комсомольской правде”, а по вечерам с упоением говорили “за жисть”. Он редактировал тогда калининскую газету “Советская молодежь”, я – “Комсомолец Татарии”.


Новая встреча состоялась в начале шестидесятых, когда мой знакомец после учебы в Высшей партийной школе приехал в Казань в качестве корреспондента “Известий”. А в марте 1967 года Александра Ивановича утвердили редактором газеты “Советская Татария”.


Вспоминаю то время. Газета с приходом нового шефа заметно меняла свое лицо, становилась глубже по содержанию, привлекательнее внешне. Словно дирижер, властно управляющий оркестром, он стремился поднять творческий тонус коллектива. В центре внимания был кадровый вопрос. Обсуждая его на редколлегии, Клименков сказал:


– Вот молодой инженер из конструкторского бюро написал несколько толковых статей. Такие авторы – находка для газеты. Мы должны брать мыслящих людей.


И сам привез в редакцию Евгения Лисина. В штат взяли также выпускника университета Николая Сорокина, сотрудника многотиражки Альянса Сабирова. Промышленный отдел, куда их направили, стал самым мобильным. Журналисты привозили со стройки


КамАЗа, из Нижнекамска, нефтяных районов добротные материалы. В Челнах результативно работали собкоры Наиль Галиуллин и Николай Першин, к сожалению, рано ушедший из жизни. На их долю пришелся самый тяжелый начальный период.


Не только штатные сотрудники старались. Считали за честь опубликоваться в “Советской Татарии” известные писатели, специалисты. Но, пожалуй, самым активным автором был преподаватель


пединститута, художник Виктор Игнатьев, портретные и жанровые рисунки которого украшали газетные страницы.


В коллективе Александра Ивановича называли “генератором идей”. Самой блестящей идеей Клименкова, конечно же, явилось легендарное обращение героев первых пятилеток Алексея Стаханова, Петра Кривоноса, Марии Виноградовой, Александра Бусыгина, Ивана Гудова к строителям КамАЗа. Резонанс был просто потрясающий!


Заботливый, приветливый, душевный редактор мог быть строгим и даже суровым, когда под удар ставились интересы газеты. В разное время я наблюдал, как из его кабинета выходили сотрудники, вытирая пот с лица.


Был и такой случай. Один из журналистов, встретившись с препятствием в командировке, вернулся без материала. Это вызвало гнев редактора. Он предложил ехать обратно. Бедняга все-таки написал нужную статью. Рассказывая об этом факте на летучке, Клименков поставил точку: “Для журналиста неполных заданий не может быть”.


И, действительно, из-под пера того корреспондента потом вышла не одна глубокая, интересная статья. В немалой степени потому, что шеф обладал редким даром – он мог заставить человека поверить в свои силы.


– Ты можешь написать! Конечно, тема сложная, но я знаю, справишься, – говорил он.


Как же сложилась судьба у выдвиженцев Клименкова? Могу засвидетельствовать: ни в ком он не ошибся. Тот самый инженер – Евгений Лисин, пройдя в редакции все ступени, вот уже почти четверть века возглавляет коллектив. В истории газеты подобного прецедента не было. Альянс Сабиров после пяти лет работы в “Советской Татарии” стал корреспондентом “Известий”, в настоящее время он – собкор парламентского журнала “Российская Федерация”. Николай Сорокин четверть века работает корреспондентом ИТАР-ТАСС по Татарстану. А Наиль Галиуллин занимает пост заместителя генерального директора КамАЗа.


Наш редактор, казалось, никогда не уставал. Но не все было в порядке с его здоровьем. Не сразу поверишь, что столь объемную и напряженную работу в редакции на протяжении семи лет выполнял, по сути, инвалид – человек с одним глазом, второй был у него искусственный.


– Произошло это на фронте, – рассказал мне однажды Александр Иванович. – Во время боя впереди разорвалась немецкая мина, и осколок угодил в глаз. – И с грустью добавил: – Придется раньше времени уходить на пенсию, но как расставаться с газетой?..


Александр МАЛОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще