Взаимоотношения представителей двух самых крупных мировых религий – христианства и ислама – остаются важнейшей общественной проблемой как в нашей стране, так и за рубежом. Ее острота, актуальность стали особенно очевидны после известных событий 11 сентября 2001 года в США.
А как сосуществуют христиане и мусульмане в других странах, в Европе например? Наш корреспондент в Вене рассказывает об этом на примере одной из самых благополучных европейских стран – Австрии.
Более объективного мнения об отношении австрийцев к приверженцам ислама, чем в Зиттендорфе, пожалуй, во всей Австрии не сыскать, ибо вполне допустимо предположение о наличии в сознании местных жителей исторической памяти о следующем факте. В далеком 1683 г. турецкие войска обложили укрепление недалеко от Зиттендорфа и поставили населению условие: при добровольной сдаче сохранить жизнь. Жители местечка приняли это предложение, и турецкий предводитель пригласил по этому случаю всех жителей на пиршество. Стол ломился от яств, а за каждым креслом гостя стоял оруженосец. Как только приглашенные заняли места за столом, командующий подал знак, по которому турецкие воины обезглавили сидящих перед ними австрийцев.
Много воды утекло с тех пор в Дунае, но народная память сохранила для потомков этот случай вероломства. Однако жители здешних мест не таят зла на мусульман, заявляя, по примеру полицейского в отставке Зеерайнига, с которым довелось побеседовать, что все зависит от поведения конкретного человека: если приезжий из Турции ведет себя пристойно, то и отношение к нему будет соответствующим. Этой же точки зрения придерживается резчик по дереву и одновременно владелец семейного ресторанчика Рихард Поль. Ну что ж, поистине Зиттендорф соответствует своему названию, представляя собой образец высокой нравственности (приблизительно такое значение имеет слово “Зиттендорф” в переводе на русский).
Правда, оба моих респондента отмечают: то, что оказалось не по зубам военной машине Османской империи, в настоящее время удается осуществить туркам путем ползучей эмиграции. По далеко не точным данным Исламского культурного центра в Вене, где мне удалось недавно побывать, в Австрии проживает в настоящее время примерно 400 тысяч мусульман, из которых около 150 тысяч приходятся на столицу. Подавляющее большинство из них – турки. Для восьмимиллионного населения Австрии – это немало. В Австрии насчитывается около 300 мечетей и исламских молельных домов для верующих любой религиозной направленности. Исламский культурный центр, открытый в 1972 г. на пожертвования саудовского короля Фейсала, выполняет просветительскую и консолидирующую функции. Руководство центром исходит из Мекки, а непосредственная деятельность осуществляется исполнительным комитетом, в который входят послы 29 мусульманских стран.
Не берусь распространить на всю Австрию значение означенного выше сельского топонима, но страна действительно отличается религиозной терпимостью. Так, ислам с 1912 г. уравнен в правах с другими религиями, а обучение в исламских школах оплачивается австрийским государством. Однако жизнь мусульманского меньшинства в Альпийской Республике беспроблемной не назовешь. Одной из сложностей является ностальгия, передающаяся из поколения в поколение лицам, родившимся уже в Австрии. Зайдите в день футбольного матча между австрийской и турецкой национальными командами в один из многочисленных турецких ресторанчиков и вы станете свидетелем необычайного зрелища. И стар и млад, являясь гражданами Австрии, болеют, сидя перед телевизором, за турецкую команду. – “Вперед, Турция!” – кричат дружно болельщики. Поздравив моего знакомого адвоката турецкого происхождения с выигрышем “Галатасараем” матча с австрийской футбольной командой, я поинтересовался странностью сего поведенческого феномена. Ответ был прост: “Живем здесь, но сердцем мы на родине”. “А не лучше ли сохранить турецкое подданство и жить в Турции?” – изумился я. “Нет, не лучше, – последовал искренний ответ, – потому что здесь… лучше”.
С эмигрантами как будто все понятно. Более интересный случай представляют собой приверженцы ислама, которым сия религиозная принадлежность досталась не по наследству, а в силу выбора, сделанного осознанно, в уже зрелом возрасте. Самой колоритной фигурой из них является, пожалуй, 63-летний Мухаммед Юсуф Матушка – бывший сотрудник австрийского МИД, когда-то занимавший пост генконсула Австрии в различных мусульманских странах. Во время встречи в Исламском культурном центре г-н Матушка поведал мне следующее.
Путь к мусульманской религии начался для него с чтения восточной художественной литературы, затем религиозных исламских источников, изучения арабского языка, пока в семнадцатилетнем юноше не созрело решение вступить в ряды приверженцев ислама. Таких прозелитов, как Матушка, из числа бывших христиан в Австрии насчитывается несколько тысяч. Однако г-н Матушка является наиболее видным из них не только благодаря своему прежнему общественному положению, но и полученному духовному образованию: в свое время он закончил в Египте исламский университет Аль-Акса. В настоящее время по возрастным причинам официальных должностей не занимает и замещает директора Исламского культурного центра в его отсутствие.
На вопрос о привлекательности ислама для представителей других религиозных течений М.Ю.Матушка ответил, что в отличие от христианства общение верующих с Аллахом происходит напрямую, без священников. Здесь отсутствуют покаяние, отпущение грехов через священнослужителя. Это позволяет верующему, где бы он ни находился, общаться с Богом в отсутствие пастыря. Мулла же большей частью является толкователем Корана и наставником, подсказывая верующим, как себя держать в той или иной ситуации.
Еще одной особенностью мусульманской религии является простота и равноправие верующих в общении друг с другом, отсутствие расизма: перед Аллахом все равны.
Что касается обращения в ислам женщин, то в основном европейцев отпугивает от мусульманства требование ношения женщинами закрытых одежд. Но этот момент не подлежит дискуссии – таков закон. Зато ислам предлагает женщине другие преимущества. Ведь когда-то христианка, считает г-н Матушка, вступая в брак с единоверцем, переходила практически в собственность мужа, передавая ему все свое имущество и становясь бесправной. В исламе же имущественные ценности, которыми располагала женщина до замужества, сохраняются по-прежнему за ней и в браке. А муж, независимо от того, богат он или беден, должен содержать семью, заботиться о жене и детях.
Пополнение мусульманских рядов за счет эмигрантов Матушка считает благом для страны, так как они заполняют социальный вакуум в отсутствие достойных брачных партнеров. Ведь не секрет, что рождаемость коренного населения Австрии с каждым годом падает, и через некоторое время может сложиться ситуация, при которой налоги, социальные отчисления платить будет некому. Мусульманские семьи являются, как правило, многодетными. С другой стороны, вступая в брак с австрийцами, мусульмане также способствуют увеличению численности населения.
Г-н Матушка отдает себе отчет в том, что проблемность происходящего заключается не в демографических цифрах, а в изменении этнографической картины страны, на что многие в Австрии сетуют, ссылаясь на отсутствие у приверженцев ислама стремления к интеграции с христианским большинством. Однако, по его мнению, суть интеграции состоит в готовности приезжих добросовестно работать, придерживаться всех местных законов и чтить ближних, независимо от религиозной принадлежности. Стремление же турок, например, сохранить свой язык, культурные обычаи, национальную одежду направлено на преодоление ассимиляции. Подобные устремления характерны и для представителей других наций, например итальянцев, испанцев… Так что у австрийских мусульман проявляется стремление к интеграции, но одновременно ими прилагаются усилия к преодолению угрозы растворения в общей массе населения.
Как каждый правоверный мусульманин, г-н Матушка желает, чтобы не только Австрия, но и весь мир был обращен в ислам. пусть и не в том совершенном виде, который бы он предпочел увидеть.
Он выразил надежду, что если я в скором времени обращусь к муфтию с просьбой о принятии ислама, то у меня появится возможность пополнить ряды мусульман.
Я с сомнением покачал головой и вдруг на минуту представил, что весь мир стал таким, каким его видит Мухаммед Юсуф Матушка. Даже не весь мир, а только частичку его – Австрию. И не смог. Не смог потому, что эта картина оказалась лишена прелести многообразия. Достаточно вспомнить, что сам Исламский центр был открыт в христианской стране в присутствии австрийского канцлера Бруно Крайского – иудея по происхождению, а интервью я брал у мусульманина, родившегося христианином с самым что ни на есть славянским именем Матушка. И все это стало возможно в стране, которой когда-то самой пришлось претерпеть немало горя во времена фашистской диктатуры. И слава не все ли равно какому Богу, что сейчас в Австрии столько толерантности, понимания и сочувствия. Ибо приверженцы ислама прибывали сюда не только по доброй воле в качестве гастарбайтеров, но и находили здесь надежный приют как политические беженцы, сохраняя, впрочем, симпатии по привычке к своим национальным футбольным командам, и не только к ним. А что за этим стоит, вы уже читали выше.
Владимир МЕДВЕДЕВ.
Фото С.Исхакова.