Бородатый мужик робко вошел в комнату и сразу бухнулся на колени перед владыкой Андрианом. Потом поднялся и поцеловал ему руку. Епископ величественным жестом наложил на смиренного раба Божьего крестное знамение, двуперстное…
Это не съемки исторического фильма, это реалии текущего дня, подсмотренные в управлении Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви, чей центр находится в Казани.
Для староверов время как будто остановилось. Если хотите проникнуться духом древней Руси, посетите их общину. Старообрядцы ни на йоту не изменили своему старому вероуставу. Во время молитвы они совершают земные поклоны, крестятся не как принято у христиан тремя перстами, собранными в пучок, а двумя, как крестились в старину. Вместо “Иисуса” говорят “Исус”. Не курят и не пьют, поскольку сие у них считается страшным грехом. Мужчины носят, как завещано святыми старцами, окладистые бороды – это один из отличительных признаков приверженцев древлеправославия. Другой – скромная неброская одежда, в церкви это кафтан – у мужчин и самобытный сарафан – у женщин.
Строгому следованию церковному уставу старообрядцы придают большое значение, “в служении Богу не может быть мелочей”, – убеждены они. И все же обряды – не главная причина раскола, случившегося три с лишним века назад, разделившего надвое не только русскую православную церковь, но и саму Россию.
– Да, мы консерваторы по духу, – говорит епископ Андриан (Александр Четвергов), рукоположенный в этот сан в мае прошлого года, – и не можем согласиться с искажениями, привнесенными в русскую церковь патриархом Никоном. Мы считаем, что церковные реформы, кстати, ничем не обоснованные, были лишь предлогом для поворота к ущербной для России политике следования Западу, навязыванию русским людям иного мировоззрения и иного мироощущения. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон строили большие планы по сближению с Европой, а Петр I завершил начатое ими дело, учредив так называемый Священный Синод и полностью подчинив таким образом церковь государству. Мы убеждены, что церковь не должна служить политике.
Историческая справка
Как утверждает в авторитетной среди староверов книге известный старообрядческий писатель Ф.Е.Мельников, в XVII веке велись “серьезные переговоры с Римом о соединении Русской Церкви с латинской”. Это была авантюра Алексея Романова и Никона, один из которых, подогреваемый льстивыми речами Ватикана о “Москве, как третьем Риме”, возгордился стать Вселенским патриархом, а другой – императором всех христиан. Разумеется, подобным сумасбродным идеям осуществиться было не суждено, этого не допустил бы и сам Ватикан, умело через уже послушных ему в то время греческих священников игравший на честолюбии неискушенных в мировой политике русских царей и иерархов. Набиравшая небывалую мощь и силу после падения Казанского ханства Россия пугала своей самобытностью и непредсказуемостью. Западу важно было контролировать происходящие в ней процессы, удерживая “русского медведя” в фарватере европейского движения.
“Новая церковь, как и новая Россия, – пишет Ф.Е.Мельников, – зародившаяся тогда в верхах царских и правительственных, прочно и безвозвратно встали на путь увлечений западничеством, новой европейской культурой, которая, в сущности, и тогда уже была антихристианской и безбожной. “Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступков и обычаев”, – горько восклицал прозорливый Аввакум”.
Вся дальнейшая история старообрядческой церкви – постоянные гонения и преследования староверов. “Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывания жил…” – инквизиция существовала не только в Европе, но и в России.
По сообщениям Сената при Петре I, более 900 тысяч русских душ – или 10 процентов тогдашнего населения России – числилось в бегах. Как отмечают историки, ни поляки, ни немцы, ни татары, которых пытались насильно крестить, и ни даже евреи, которые время от времени подвергались погромам, не бежали тогда из России. Изгонялись лишь старообрядцы – “соль и твердыня Русской Земли”, по определению Федора Мельникова.
Как тут не вспомнить о меценатстве купцов-староверов, заключавших миллионные сделки без всяких бумаг и договоров! Достаточно было одного “честного слова” – все знали: раз старовер его дал, то не нарушит даже под страхом смерти – вера не позволяла. А знаменитая российская пшеница! Ее слава широко распространилась по миру благодаря крестьянам-старообрядцам, именно их сорта получали первые премии на различных международных выставках. Но лучшим хлеборобам не разрешали открывать свои сельскохозяйственные школы.
Им вообще ничего не разрешалось. “Тогда как для лиц других религий, – пишет Ф.Мельников, – и совсем не русских наций (французской, немецкой, польской, армянской, грузинской, литовской и др.) был свободный доступ ко всем военным и гражданским чинам, включительно до генеральских и министерских постов”. Умом Россию не понять!..
Нынешние староверы ничего не забыли, они живут с обостренной исторической памятью.
– Мы по-христиански простили, – говорит епископ Андриан, – но продолжаем идти своей дорогой, дорогой отцов.
Признание официальной РПЦ в 1971 году “равноспасительства” обоих обрядов – старого и нового – староверы как бы не заметили. Они ждут настоящего раскаяния.
– Сейчас много говорится о сближении и даже слиянии различных христианских деноминаций, мы не против объединения с официальной РПЦ, – объясняет свою позицию епископ. – Но для этого сначала нужно вернуться к XVII веку, а потом искать компромисс. Мы не отказываем совершенно их церкви в благодати, но считаем, что она находится в еретическом заблуждении. Ничто не мешает им признать это и вернуться на верный путь.
– Вы считаете, что спасение возможно лишь через вашу церковь?
– Так категорично утверждать я не берусь. Судить будет Бог. Знаю, что среди священников и паствы новообрядной церкви тоже попадаются люди крепкой искренней веры. Рассуждать о других путях спасения я бы остерегся, чтобы не впасть в ересь. Например, мы не считаем святым Серафима Саровского, зато почитаем за святого протопопа Аввакума. Пользуемся, правда, с известной долей осторожности, литературой новообрядцев.
– Вы не признаете никаких новшеств?
– Мы не признаем нововведений, нарушающих церковное предание, ослабляющих служение Господу. Некоторые церкви объявляют, что пост для верующего – дело добровольное, то есть, хочешь – можешь держать, хочешь – нет. Мы считаем, если человек верит в Бога, то должен строго выполнять все Его установления. Каждая среда и пятница – пост, помимо этого существуют еще пяти- и семинедельные посты, всего в течение года четыре больших поста. И все их нужно соблюдать. Обязательно также крещение (настоящее “погружательное” крещение, как издревле принято на Руси), при вступлении в брак необходим обряд венчания, нужно ходить регулярно в церковь…
– Но это же элементарные истины, о которых, наверное, знает каждый христианин…
– Мало знать, нужно соблюдать. Новообрядцы идут на послабления, скажем, причащают всех подряд. Особенно упрощено это церковное таинство у протестантов. Приходит человек в церковь и заявляет: “Я верую!” И его тут же причащают, и все – он уже прощен.
– А у вас по-другому? Почему этому обряду придается такое большое значение?
– У нас к причастию допускают в основном детей младенческого возраста. Причастие – очень важный обряд в христианстве, тот, кто причащен, – достоин Царства Божьего. Но Царство Небесное нудится, то есть достигается нравственным усилием. Верующий должен добросовестно исполнять Божьи заповеди, регулярно посещать церковь, усердно молиться, не реже одного раза в год исповедоваться, и лишь тогда он может быть допущен до причастия, обряд которого проведет священник, если удостоверится, что этот человек его достоин. Мы не идем на поводу у времени, не приносим в угоду мирским потребностям свои принципы…
– А вы не боитесь, что эта суровость обречет вас на духовное одиночество?
– Духовно одинокими мы себя не чувствуем, за нами вся святая Русь, протопоп Аввакум, Сергий Радонежский и другие святые угодники. В церковь ходит немало молодежи.
Старообрядцы – хранители традиционной культуры русского народа, к которой в настоящее время проявляется все больший интерес. Это прежде всего унисонное пение. Современного слушателя поражает стройное и величественное исполнение церковных стихер на древнеславянском языке, их можно услышать не только в церкви, но и на концертах и фестивалях духовной музыки. Современная иконопись также полностью основывается на древней традиции и старинной технологии.
… Сегодня староверы имеют два храма в Казани – так называемую Шамовскую молельню и Покровскую церковь, воздвигнутые еще в “золотой век старообрядцев” – 1905-1917 годы, – когда в России был принят закон о свободе вероисповедования. После того, как храмы вернули их истинным хозяевам, жизнь в старообрядческой общине оживилась. Шамовскую молельню уже восстановили, и там проходят службы, вторая церковь должна стать кафедральной в Казанско-Вятской епархии. Ее реставрация будет завершена, как надеется епископ Андриан, к 2005 году – к празднованию 1000-летия Казани.