Когда в магазине покупатель просит продавца: “Дайте мне, пожалуйста, две “быстрые лапши”, никто уже не делает непонимающего лица. Все прекрасно знают, что речь идет о таких продуктах моментального приготовления, как “Горячая кружка”, “Обед за пять минут”, “Быстросуп”, различные сублимированные супы со вкусом курицы, грибов, овощей “Роллтон”, “Русский продукт”, “Магги” и пр. “Продукты моментального приготовления” (“инстант-супы”, как их еще называют – от английского “инстант” – “мгновенный”) – не метафора, это официальное название пищи, которую для доведения до готовности достаточно залить кипятком – и через пару минут есть готовое блюдо. Кроме инстант-продуктов существует вторая градация – продукты быстрого приготовления – концентраты тех же супов, которые варят около пяти минут.
Сам Бог Можно спорить, насколько пища быстрого приготовления хуже настоящей еды, но вряд ли кто станет возражать, что эта еда невероятно удобна в определенных обстоятельствах. К тому же горячая пища всегда полезнее сухого пайка: в самом деле, несмотря на рекламные уверения, ни “Марсом”, ни “Сникерсом” по-человечески не перекусишь. “Быстрые супы” в этом смысле все-таки ближе к нормальной пище.
Особое распространение среди инстант-продуктов получили лапша, макаронные изделия. Оно и понятно: процесс обезвоживания сваренной лапши (основной процесс в приготовлении инстант-продуктов) наиболее прост и экономичен, а момент “приготовления” – разбухания в кипятке, насыщения водой – даже не требует помешивания или иного вмешательства со стороны человека. Со временем было придумано добавлять в пакетики с сублимированными макаронами герметические пакетики со специями и маслом – и вот перед нами классическая “быстрая лапша”, получившая распространение во всем мире: “Доширак”, “Магги”, “Роллтон”, “Подравка” и прочие… “Быструю лапшу” полюбили туристы, дачники, любители пикников, работники фешенебельных офисов, в которых плитку не поставишь – разве электрочайник; ее берут с собой в дорогу командированные и люди, ведущие гастрольный образ жизни. Незаменимы продукты быстрого и моментального приготовления в дальних экспедициях, у археологов и геологов, для которых каждый лишний килограмм груза становится обузой. При этом все признаются, что предпочитали бы, чтобы инстант-супы производились преимущественно в стаканчиках, ибо для супов из пакетов необходима посуда, которая не всегда оказывается под рукой.
Конечно, супы моментального и быстрого приготовления – только паллиатив, возможность перекусить в неприспособленных условиях. Реклама, расхваливающая эти продукты как полноценную еду, как всегда, лукавит. Хотя сублимированные макаронные изделия высококалорийны, зато в них мало, а то и вовсе нет витаминов и белков – сплошные углеводы. Во все инстант-супы в качестве бульонного наполнителя добавляют много специй и соли – они не только обогащают вкус, но также являются консервантами, обеспечивающими более длительное хранение продукта. Специи разжигают аппетит, но в больших количествах приводят к изжоге и дискомфорту в желудке. Поэтому большинство потребителей быстрой лапши инстинктивно пришли к практике потребления этого продукта в сочетании со свежими овощами (например, с салатом, который можно просто добавлять прямо в бульон, “витаминизируя” его, либо с сосиской или куском колбасы, что добавляет к макаронным углеводам хоть немного животного жира).
Обилие специй и соли в моментальных супах приводит к необходимости с осторожностью потреблять их в детском питании и питании пожилых людей. Многие мамы, например, решили, что “быстрая лапша” – это просто панацея: ребенок сам может приготовить еду, когда старшие на работе. Но здесь следует быть осторожными: обилие острых и соленых приправ не на пользу детскому желудку. Если родителям все же приходится прибегать к помощи быстрых супов, стоит научить детей есть его без приправ – просто растворять в кипятке макароны, не добавляя масло и бульонную приправу. Вместо нее в суп можно положить, например, немного тушенки – получается ничуть не менее вкусное, но гораздо более полезное блюдо.
Нарисованные на упаковках пакетиков и стаканчиков инстант-продуктов куриная нога или кусочки креветок и яркие овощи представлены в самом продукте в виде засушенных, сублимированных жестких “щепочек” и миниатюрных кубиков, которые не успевают разбухнуть в то же время, что и лапша. Знатоки говорят, что те же креветки в сублимированном виде напоминают скорее вкус вяленой воблы, чем нормального морского деликатеса. Что касается мяса, оно и вовсе больше похоже на древесину. Впрочем, винить производителей здесь бессмысленно – сушеный продукт никогда не обладал вкусом свежего. В большинстве инстант-супов в связи с этим вместо сублимированных овощей и мяса используют пищевые ароматизаторы, по вкусу напоминающие курицу, говядину, грибы, овощи. Поэтому более честны те производители, которые не пишут: “лапша с овощами или курицей”, а честно признаются: продукт “со вкусом курицы”, “со вкусом грибов” и т.п.
Исследования показали, что бульонные наполнители, равно как и бульонные кубики типа “Галлины Бланки”, “Кнорра”, “Магги”, обладают той же энергетической ценностью, что и то же количество бульона из свежего куриного или говяжьего мяса, однако в нем гораздо меньше микроэлементов: кальция, магния, калия и особенно фосфора. Это уж не говоря о вкусе и аромате, которые у натурального бульона значительно насыщеннее. И все же, несмотря ни на что, сегодня в России, да и во всем цивилизованном мире трудно найти человека, который хотя бы раз не прибегнул к помощи этих продуктов.
Кроме инстант-супов, производимых по импортным технологиям, российские производители разрабатывают и собственные рецептуры. Причем наша лапша ничуть не хуже заморской и уж, конечно, дешевле. В рейтинге производства российских супов моментального приготовления по тестам журналов “Спрос” и “Витрина” лидирует компания “Русский продукт”, имеющая четыре собственных завода. Популярны в России супы Грязинского производственного комбината, Санкт-Петербургского комбината детского питания и пищевых концентратов, Бирюлевского экспериментального завода. В регионах также немало мелких предприятий, выпускающих небольшие партии “быстрой лапши” для местного потребления: в Челябинске – “Море”, в Санкт-Петербурге – “Волна”, в Железногорске Курской области – “Милана”.
Что касается качества, то по всем тестам серьезных претензий к сублимированным супам у потребителей нет. Более состоятельные потребители предпочитают такие марки, как “Магги” и “Доширак”, менее состоятельные любят “Роллтон”, “Анаком”, “Русский продукт” и супы местного, регионального производства. Здесь у каждого свой выбор. Кому-то нравятся нежные, мягкие макароны “Кинг Лайон”, а кто-то считает, что важнее вкусные острые приправы “Роллтона”, для кого-то самый лучший суп – “Горячая кружка” торговой марки “Магги”, а другие не признают ничего другого, кроме мясного супа Бирюлевского экспериментального завода. Большинство людей, которых опрашивали по поводу их отношения к моментальным супам, в первую очередь высказали свои претензии к оформлению упаковки: на большинстве из них количество питательных веществ – жиров, белков, углеводов пишется не на ту порцию, которая содержится в пакетике, а на абстрактную единицу – как правило в сто граммов. При весе нетто часто не указывается выход готового блюда, только количество воды, которую необходимо долить. Нет указаний на количество специй и соли. А такие данные указывать необходимо, чтобы человек знал, что ему можно есть, а что сильно нежелательно.
Анна ИВАНОВА.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.