Любопытное исследование провели специалисты информационной компании “МоскваМетр”. Они опросили несколько тысяч прохожих, чтобы выяснить, что же сегодняшний потребитель считает показателем, отражающим уровень благосостояния человека. При этом оценивался только внешний вид потенциального богатея, исключались другие аксессуары: дорогие машины, дачи, виллы, акции. Вопрос был задан предельно простой: как вы отличите богатого человека от бедного?
Большинство респондентов, около сорока процентов, ответило, что они определяют состоятельного человека по его одежде, фирменному костюму. Второй по показательности фактор (около пятнадцати процентов) – качество и фирма обуви, которую тот носит. Более “проницательные” советовали обращать внимание на дороговизну галстука и фирменную принадлежность надетых на руку или находящихся в нагрудных карманах часов (таких знатоков оказалось совсем немного, около шести процентов). Остальные отвечающие на вопросы экспертов попросту не поняли, о чем их спрашивают, разумно решив, что не во внешней демонстрации дорогих вещей заключается духовная и даже финансовая состоятельность человека.
К сожалению, наша современная цивилизация по-прежнему встречает людей “по одежке”, и это непререкаемое правило заставляет многих людей беспокоиться о своем внешнем имидже гораздо больше, нежели о функциональности собственной деятельности. Если человек, ввязавшийся в социальную структуру благополучия, не будет появляться на каждой деловой встрече в новых костюме и галстуке, швейцарских часах и новой фирменной обуви, его дальнейшее процветание в мире искусственно навязываемого бизнеса будет основательно подорвано. Да и сам “сверхпотребитель” в погоне за сверх-сверх-потребительством превратит свою работу в постоянный адский импульс получения денег во что бы то ни стало ради избавления от неиспользованного в пользу того, что не будет использоваться в дальнейшем.
Людям со средним (а правильней сказать, нормальным) достатком не стоит обольщаться тем, что их проблемы богатых людей не касаются. И в этих семьях зачастую отказывают себе и детям в необходимом в надежде приобрести ковер лучше, чем у соседа, одеть ребенка богаче, чем другие родители одевают одноклассников, угостить на празднике гостей не своей фирменной селедкой под шубой, а каким-нибудь невиданным карбонатом, о котором сокрушалась свекровь: мол, так и не удалось купить перед Рождеством. Непреодолимая потребность сравнивать свой семейный мир с окружающим приводит к многочисленным “комплексам потребления”, которые угрожающе множатся и вынуждают тратить все больше и все бестолковее.
Дмитрий СЕРГЕЕВ.
ИА “Резонанс-профи” – для “РТ”.