Говорим “Татарстан”, подразумеваем – “Россия”

Начавшаяся еще на прошлой неделе и продолжившаяся сегодня пленарная сессия Госсовета, вероятно, запомнится уже тем, что большинству народных депутатов из числа глав администраций пришлось исправно сидеть в зале, листать таблицы поправок и усиленно следить за репликами ведущего Фарида Мухаметшина.

Автор статьи: Раиса ЩЕРБАКОВА

Начавшаяся еще на прошлой неделе и продолжившаяся сегодня пленарная сессия Госсовета, вероятно, запомнится уже тем, что большинству народных депутатов из числа глав администраций пришлось исправно сидеть в зале, листать таблицы поправок и усиленно следить за репликами ведущего Фарида Мухаметшина. Не дай Бог прозевать свою же поправку, притязания на которую нужно подтвердить или отказаться от нее. Это во-первых. А во-вторых, в зале постоянно находился и работал Президент, а игнорировать его присутствие своим отсутствием считается дурным тоном. Короче, с кворумом проблем не было даже на вечерних заседаниях.


Ну а в том, что дни эти войдут в историю, не приходится сомневаться. Правда, накал страстей отмечался не столько в стенах парламента (вот такие корректные отношения установились!), сколько за его пределами. Так, каждый день начинался с пикетов на площади Свободы, где в хвост и гриву ругали все власти подряд, начиная с тех же народных депутатов, которые “предают суверенитет”.


Что ж, подходит к концу непростой период времени, связанный с бесчисленными судебно-прокурорскими разборками между регионами и федеральной властью, в которых, разумеется, последнее слово осталось за Центром. Россия навязала-таки свою волю территориям. Ярким тому примером является обсуждение новой редакции Конституции Республики Татарстан, весьма сильно смахивающее на сдачу последнего бастиона.


Лейтмотивом всего действа в парламенте ныне, пожалуй, является одно желание: не вызвать у федеральной власти раздражения или, тем паче, желания подать в суд на ту или иную статью будущей Конституции. На что народный депутат Разиль Валеев, пытавшийся убедить коллег не подвергать ревизии итоги всенародного референдума десятилетней давности и не отказываться от суверенитета, с сарказмом заметил: “Говорим “Татарстан”, подразумеваем – “Россия”.


Открывая заседание, Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин доложил собранию, что в течение марта повсеместно состоялись городские и районные сессии Советов народных депутатов. Статьи проекта закона обсуждались также в средствах массовой информации, на республиканском радио и телевидении состоялись телемосты, “круглые столы” и “прямая связь” с Председателем Госсовета. В результате такого широковещательного обсуждения в головную комиссию – Комиссию по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей Госсовета РТ поступило 1242 предложения и замечания к проекту закона. Среди них 273 поправки от народных депутатов РТ, 97 предложений от других субъектов права законодательной инициативы, 319 – от местных Советов народных депутатов и органов местного самоуправления. 404 предложения внесли общественно-политические организации и граждане Татарстана, через СМИ было высказано 149 мнений и замечаний.


Весь этот “девятый вал” замечаний, предложений и мнений (причем иногда весьма сердитых) был проанализирован рабочей группой Конституционной комиссии РТ, и на заседание головной депутатской комиссии вынесено 514 поправок. Из них больше половины – 286 – рекомендованы к отклонению, 126 одобрены, 102 сняты авторами.


Проделана, действительно, огромная работа. Члены комиссии, юридическая служба, сотрудники аппарата Госсовета, не укладываясь в световой день, корпели над бумагами и по ночам. Только преамбула проекта новой Конституции была представлена в семи вариантах! Около 30 поправок внесено в статью 1, в которой определяется статус Республики Татарстан. А в разделы об основах конституционного строя, основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, об организации государственной власти и местного самоуправления внесена 121 поправка, которая зиждется на 1006 предложениях и замечаниях.


Львиная доля работы по приведению Основного Закона РТ в соответствие с федеральным законодательством, можно считать, осталась позади. Как показывает парламентская практика, третье чтение законопроектов проходит быстро и связано в основном с юридико- технической стороной дела. Надо думать, текст новой Конституции в скором времени будет опубликован в печати, и его сможет примерить на себя и препарировать любой гражданин. А вот что осталось “за бортом”? Какие предложения не приняты на стадии второго чтения законопроекта?


К примеру, как и ожидалось, не прошло предложение постоянной Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ, возглавляемой Разилем Валеевым, которое сформулировано в старой редакции: “Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения”.


Отвергнуты также такие депутатские предложения: “Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме” (Р.С.Хамадеев), “Конституция Республики Татарстан принимается путем референдума” (И.Р.Метшин), “Границы территории Республики Татарстан не могут быть изменены без ее согласия” (А.К.Хамаев, Р.К.Шакуров), “Территория Республики Татарстан является зоной, свободной от оружия массового поражения” (Г.Г.Хакимов, М.Х.Зарипов и другие), “Необходимо отработать систему гражданства РТ – вкладыши в паспорт должны быть пронумерованы или должен быть свой паспорт РТ” (И.Р.Гафуров), “Республика Татарстан должна остаться государством, имеющим свое гражданство” (Э.Н.Фаттахов)…


Можно было бы, конечно, и всю таблицу отклоненных поправок привести (для того хотя бы, чтобы знать, о чем мечтали граждане и о чем впоследствии будем, возможно, жалеть), но едва ли не все вместе взятые они умещаются в следующих словах:


“Настоящая Конституция и законы Республики Татарстан могут устанавливать для граждан Республики Татарстан дополнительные права, свободы и обязанности, не предусмотренные федеральным законом. Настоящая Конституция и законы Республики Татарстан могут предусматривать для граждан Республики Татарстан дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, а также льготы и преимущества для их осуществления. Перечень прав и свобод, содержащихся в Конституции Республики Татарстан, не является исчерпывающим, не отрицает и не умаляет других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, может быть расширен законом”.


Согласитесь, автор этой поправки – уполномоченный по правам человека в РТ Р.Г.Вагизов мыслит удивительными категориями. Возможно, следующая редакция Конституции Татарстана и будет основана именно на таких вот “вольных” статьях. А пока… Пока все эти осторожности в работе над поправками напоминают небезызвестное выражение: “Шаг влево, шаг вправо – считается побег”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще