Уважаемая редакция!
Посылаю вам тезисы моего несостоявшегося выступления по обсуждению нового проекта Конституции РТ на сессии Азнакаевского объединенного Совета народных депутатов, на которую меня вначале пригласили, а потом отказали в пропуске. Вот такая “демократия” по-азнакаевски…
Считаю, что в целом для простого народа та Конституция хороша, которая не только наделяет его большими правами, но и гарантирует и обеспечивает их выполнение. Казалось бы, Конституция РТ должна быть ближе к народу и роднее, чем ее российская тезка. На деле она оказалась ближе только чиновничьему люду. Конституция РТ 1992 года и новый ее проект уступают не только Конституции РФ, но даже Конституции ТАССР 1987 года. Например, по Конституции ТАССР статьей 45 “общественным организациям гарантируются УСЛОВИЯ (здесь и далее выделено мною. – Ш.З.) для успешного выполнения ими своих уставных задач”. Сравните: в действующей Конституции РТ и новом ее проекте (статьи 37 и 43 соответственно) прописано, что государство оказывает общественным организациям СОДЕЙСТВИЕ в выполнении уставных задач. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Общественные организации на себе испытали действие этого “содействия”. Поэтому предлагаю 43 статью проекта записать в редакции Конституции ТАССР: “Общественным организациям и партиям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач”.
Далее. В новом варианте нет и намека на цензуру. Фактически же в татарстанских государственных СМИ царит жесточайшая цензура, особенно на районном уровне, вследствие чего населению наносится невосполнимый моральный урон. В статье 41 проекта вторым абзацем надо записать: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается” (по Конституции РФ статья 29, п.5).
Редакция статьи 54 проекта тоже уступает редакции статьи 40 Конституции РФ по вопросам жилища. Думаю, уж если весь раздел проекта по правам человека уступает разделу “О правах и свободах человека и гражданина” Конституции РФ, то нечего и мудрить – его надо переписать, как в российском Основном Законе. За это академиков из комиссии по составлению проекта татарстанской Конституции не обвинят в плагиате.
В целом любая конституция состоит из трех блоков. Первый и стержневой – о правах и свободах человека и гражданина. Второй – говорит о властных структурах. Народ на свои налоговые отчисления нанимает (избирает) своих представителей для письменного оформления и закрепления своих прав и улучшения этих прав в связи с изменяющимися обстоятельствами. Госсовет – высший представительный, законодательный орган, состоящий из 60 депутатов. Согласимся – это, видимо, оптимальный вариант. Образование Счетной палаты тоже шаг вперед. Одновременно надо бы конституционно закрепить ее независимость от исполнительных структур.
Третий блок. Для реализации законов о правах человека и гражданина Госсовет формирует исполнительные органы. Конституция РТ 1992 года и ее новый проект в этом плане выглядят нелепо: здесь закреплены два законодательных и два исполнительных органа. Так, Президент – как законодательная власть – имеет право издавать указы самостоятельно, помимо Госсовета (статья 112 Конституции 1992 года и статья 97 проекта. И Президент же – как исполнительная власть – формирует систему исполнительной власти в районах и городах (видимо, типа глав администраций), которая ему подчиняется. Кабинет Министров – еще одна исполнительная власть в лице Премьера с парой десятков министров. Насколько я осведомлен, такого нет ни в одной цивилизованной стране. В США президент является главой и государства, и правительства, опираясь на четырнадцать министров и годовой бюджет в размере 3,4 триллиона долларов.
Вывод: содержать два законодательных и два исполнительных органа может только нищая страна. Сравните: расходы на содержание аппарата Президента на 2002 год составляют 64 миллиона рублей, тогда как на среднее образование запланировано лишь 50 миллионов. Может ли такая страна, напичканная чиновниками, быть богатой, а народ зажиточным? Вопрос, как вы понимаете, риторический. Поэтому предлагаю параллельную структуру аппарата Президента и должность Председателя Правительства сократить и передать всю полноту исполнительной власти Президенту.
Шакирзян ЗАЛЯЕВ.
Председатель координационного совета
общественно-политических движений и партий
города Азнакаево.