Мне выпало счастье принимать активное участие в принятии нынешней Конституции Татарстана. У всех, наверное, еще в памяти, какое это было непростое время. С одной стороны, устами Бориса Ельцина было заявлено: берите суверенитета, сколько проглотите. С другой – ощущалось скрытое противодействие этому федеральной бюрократии. К тому же современного Основного Закона РФ тогда еще не существовало. И все же политическому руководству республики удалось с честью выйти из трудного положения.
При внимательном анализе проекта новой редакции Конституции РТ у меня сложилось впечатление, что это практически новый документ, как-никак в него внесено более ста поправок и дополнений. Однако главное – статус суверенной республики в нем сохранен. Единственное беспокойство вызывает то, что в статье 1 не сделан акцент на бессрочном характере договора с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий.
Далее обратимся к статьям 7 и 24 о государственных языках и гражданстве Республики Татарстан. Сейчас Госдума РФ рассматривает проект нового федерального закона о гражданстве, который не предусматривает понятия “гражданин субъекта Федерации”, а также проект закона о государственном языке страны, в качестве которого фигурирует один язык – русский. Не повторится ли нынешняя история: Конституционный суд РФ вновь вынесет вердикт о несоответствии законодательств разных уровней? И что – придется опять затевать пересмотр Конституции Татарстана? Она должна содержать механизм по предотвращению возникновения подобных правовых коллизий.
Как профсоюзного активиста меня не может не волновать и уровень социальной защиты и прав трудящихся, гарантируемых Основным Законом. Он должен быть, как минимум, не слабее федеральной Конституции, в которой, например, содержится упоминание о бесплатной медицинской помощи. В статье 51 об охране здоровья в проекте новой редакции Конституции РТ ключевое слово “бесплатной” почему-то выпущено. Получается, что создается правовая база для дальнейшей коммерциализации нашего здравоохранения? Весьма декларативно звучит статья 54 о праве граждан на жилище. В российском Основном Законе хотя бы уточняется: “… малоимущим или указанным в законе гражданам предоставляется жилье за доступную плату из государственных и других жилищных фондов по установленным законом нормам”.
Наконец, статья 57. Граждане в целях защиты своих экономических и социальных интересов имеют право на забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового спора. Почему забастовка – крайняя мера? Это одна из мер. Иначе работодатель и наемные работники заведомо ставятся в неравноправное положение. В адрес людей труда как бы звучит скрытая угроза: смотрите, добалуетесь, это же крайняя мера – прекращение работы! А тогда голодовка – это какая мера? Вот действительно последняя степень отчаяния – люди рискуют здоровьем, чтобы заявить о своих требованиях.
Настораживает и отказ профсоюзам в праве на законодательную инициативу. В статье 78 перечислены все властные структуры, им обладающие. Только нет в этом списке рессовета профсоюзов. А ведь нынешняя Конституция РТ разрешала ему вносить на рассмотрение Госсовета Татарстана проекты нормативных актов по вопросам трудовых отношений и социальной защиты трудящихся. Чем он весьма эффективно пользовался. По инициативе профсоюзов были приняты шесть важных законов.
Гумар НУРЕТДИНОВ.
Председатель профкома КамАЗа.