Чтобы услышать глас народа по поводу проекта новой Конституции РТ, наш корреспондент отправился в самые многолюдные места столицы республики – на улицу Баумана и площадь Свободы. Здесь в любое время можно встретить разговорчивых собеседников практически всех возрастов, профессий, взглядов, причем политически подкованных.
Скажу сразу, что тема опроса была воспринята казанцами далеко не однозначно. Одни отшучивались, мол, окунаться в политику в столь прекрасное время года просто губительно для самочувствия. Другие отвечать на вопросы отказывались принципиально, предпочитая находиться, что называется, над схваткой. Причем некоторые молодые люди именовали себя малопонятным словом “абсентеисты”, обозначающим, как выяснилось, неучастие в значимых для общества событиях. А вот ребята из одной беззаботной студенческой стайки, которые разминали в руках пластмассовые баллоны с пивом, много и долго философствовали в стиле “пофигизма”:
– Для чего нам нужна эта Конституция? Что я, сам себе не хозяин? Разве у нас не демократия?
– Главное – дали бы возможность заработать, а уж диктовать, как жить, никому не позволю.
– Расслабьтесь! Свет клином на Конституции еще не сошелся.
Или вот такое мнение, бытующее, кстати, не только среди студентов:
– Пусть власть воровать запретит, тем более – в особо крупных размерах. Воровство и коррупция – вот главные наши беды. Надо жестоко карать провинившихся. А для борьбы с этим социальным злом Конституции не надо.
Определенную сознательность проявил подросток лет четырнадцати:
– Трудно сказать, чем полезна Конституция, а вот своевременная выплата зарплаты моему папе, который работает на заводе, не помешает. Нужен соответствующий закон, и чтобы он был самым главным.
Встретилась нам еще одна разновидность респондентов, с удивлением разводившая руками:
– А что, разве идет какое-то обсуждение? В первый раз слышу!
Некоторые, хоть и желая высказаться по теме, с сожалением отмечали, что в глаза не видели текста новой Конституции, а значит, не могут сказать ничего конкретного. Приходилось объяснять, например, что во всех киосках “Горпечати” можно приобрести экземпляр нашей газеты, в которой проект Конституции опубликован. Для людей это было открытием.
Среди пенсионеров были и такие, кто утверждал, что организация пропаганды положений новой Конституции РТ среди населения построена из рук вон плохо.
Впрочем, были и такие, кто прочувствовал всю важность текущего политического момента. Вот что сообщил нам мужчина средних лет, работающий в гос-учреждении:
– Надо упредить Москву с ее спесью и неизлечимым пренебрежением к провинции. Собраться в кулак и громко стукнуть: доколе диктовать будете? Зачем нам ваша вертикаль власти, если верхи не ведают, во что упирается основание? У нас есть собственное представление о том, как жить.
Молодая мамаша по имени Наташа, прогуливаясь с ребенком, говорит:
– О какой Конституции вы говорите? Разве мы живем не в России? Только Основной Закон страны, и только он, может быть легитимен и определять нашу жизнь. Остальное – производное. Уверена, что упрямство наших избранников приведет к изнурительному противостоянию с федералами в судах.
Одна из наших собеседниц представилась: Клара Булатова, пенсионерка, бывшая летчица.
– Текста Конституции, – говорит она, – не читала. Но слышала о ней по телевизору. Мне и моим знакомым давно понятно: спросят нас или нет, Конституция все равно будет принята. От простого человека нынче ничего не зависит, все решается в “верхах”.
Ей вторит случайная прохожая лет сорока:
– Да вы посмотрите: народ задавлен проблемами. Он живет иной жизнью, чем наши парламентарии. Народ безмолвствует.
А вот что думает сотрудник милиции Роман:
– В нормальном федеральном государстве все регионы равноправны. Почему же наша республика требует для себя особого статуса?
Ему оппонирует преподаватель Казанского госуниверситета:
– В Основном Законе Татарстана необходимо сохранить особый статус республики, по крайней мере – в экономической сфере. Субъектам Федерации не обязательно быть одинаково нищими.
Наибольшие разногласия вызывает понятие “суверенитет”. Как и следовало ожидать, кто-то настаивает на обязательном его закреплении в тексте Конституции, ссылаясь на результаты никем не отмененного референдума 1992 года. Другие против включения этого понятия в текст Основного Закона, причем по самым разным соображениям: часть – из убеждения в том, что Россия должна быть единой и неделимой, часть – из-за того, что, дескать, суверенитет в сегодняшней действительности все равно потерял значение.
– Зачем дразнить гусей, – размышляла пожилая апа, – все равно Путин своей вертикалью власти давно отменил суверенитет. Я мудрый человек и знаю: татарам надо сохранять свое лицо на уровне культурных автономий, как испокон веков повелось…
К сожалению, лишь единицы из ознакомившихся с текстом проекта Конституции говорили что-то внятное о необходимости внесения в Конституцию РТ статей о выборности местных глав администрации, предоставлении больших финансовых возможностей органам местного самоуправления и т.д.
И все же можно сделать вывод: люди поняли, что по сравнению с девяностыми годами многое изменилось. Значит, Конституцию все-таки нужно совершенствовать.
В народ ходил Андрей ЛЕБЕДЕВ.