Казанские встречи Рут Дикховен

.

Автор статьи: Андрей КОБЯКОВ

… – Что тебе запомнилось больше всего? – спросил я у немецкой журналистки перед ее отъездом из Казани.


– Все! Но самое главное – я несколько раз в день от разных людей слышала одно и то же слово – не немецкое, не татарское, не русское по происхождению, но понятное всем – “толерантность”.


Отнюдь не понаслышке знающая Россию немецкая радиожурналистка Рут Дикховен с недавних пор работает в московском корпункте первого федерального телерадиоканала ARD. Она совершенно справедливо считает, что командировки в регионы – не только признак высокопрофессиональной работы крупного современного СМИ, но и, пожалуй, одно из главных условий понимания нынешней России.


Так случилось, что автор этих строк при содействии “РТ” помогал нашей гостье выполнять ее журналистский план. Впрочем, сотрудничество это вряд ли можно назвать случайным: во-первых, мы знакомы уже два года, а во-вторых, нашей редакции часто приходится помогать иностранным журналистам в организации их работы в Татарстане.


Рут не скрывала, что после трагических событий 11 сентября в США, начала военной операции в Афганистане и продолжающейся “кровавой возни” в Чечне красной нитью всех ее репортажей должны стать взаимоотношения русских и татар, чувства и настроения мусульман. Немалый интерес у немецких радиослушателей вызывает и весь спектр нелегких взаимоотношений между Москвой и Казанью. Ну, и какой же уважающий себя репортер не привезет из далекой командировки портреты людей, толику своего мироощущения в далеком краю? Дабы передать своим читателям, зрителям, слушателям неповторимый колорит другого островка земли…


Описать все наши трехдневные похождения и беседы с известными персонами вряд ли позволит газетная площадь.


Немецкая журналистка встретилась с госсоветником при Президенте РТ Рафаилем Хакимовым, председателем правления Союза журналистов РТ Риммой Ратниковой, муфтием Госманом Исхаком, редакторами газет “Республика Татарстан” и “Татарстан яшьлерэ” Евгением Лисиным и Исмагилом Шарафиевым, деканом факультета журналистики Василом Гарифуллиным и руководителем нового уникального спецкурса “Этножурналистика” Русланом Бушковым.


Своеобразной разрядкой во время мощного информационного штурма стало посещение персональной выставки знаменитого фотохудожника Фарита Губаева, ужин при свечах в его квартире, рассказ об истории ислама моего коллеги Рафаэля Миргазизова.


Испытали мы и все “прелести” печально известной “дороги смерти”, попав в сильнейшую метель во время автобусной вылазки в Набережные Челны и став свидетелями трех аварий.


Рут Дикховен и ее татарстанские собеседники


Иным ракурсом российской провинции предстал автоград, и своим взглядом на события последних лет поделился с нами председатель Набережночелнинского отделения ТОЦ Рафис Кашапов. Впрочем, и здесь, во время чаепития, также звучало (хоть и чуточку в ином контексте) это слово – “толерантность”.


Сейчас нашей гостье предстоит обычная журналистская работа по “расшифровке” десятков мегабайт аудиозаписей, в ходе которой она попытается найти ответы на поставленные перед собой вопросы. Не хочу говорить за фрау Дикховен, но мне кажется, что именно сейчас, когда Москва все настойчивее осуществляет глобальную “приватизацию” (Кремля, монопольного капитала, СМИ, а главное – регионов), будущее России как раз и зависит от настроений в национальных регионах. Татарстан не стал Чечней отнюдь не из-за своего географического положения. Наше относительное благополучие – результат исторического единства коренных татарстанцев – и русских, и татар, награда за способность быть терпимыми к взаимным ошибкам, логический итог умения вести долгий диалог с Центром на равных. Как резюме четырехдневных встреч приведу слова лишь двух наших собеседников.


Рафаиль Хакимов: “Количество смешанных браков в Татарстане в последние годы не уменьшилось… В России просто нет таких финансовых средств, которые обеспечили бы возврат к тоталитарному государству…”


Рафис Кашапов: “Объявить многоконфессиональный Татарстан исламским государством значило бы объявить гражданскую войну. Но мы не хотим кровопролития, мы хотим мира…”


* * *


Законы жанра “путевые заметки” не позволяют обойтись без традиционной “ложки дегтя”. Ее мы получили под занавес командировки фрау Дикховен. Да там, где меньше всего ожидали, – вместо глотка пива от “Красного Востока”. Дело в том, что Рут очень уж хотелось посмотреть на наше, как она выразилась, “известное пивоваренное производство” и сделать радиорепортаж о том, как развивается бывшая “Восточная Бавария”.


Увы, человеку, не посвященному во все таинства маркетинга по-казански, трудно вникнуть в умозаключения новоявленных менеджеров далеко не оборонного предприятия, собирающегося, кстати, выходить на европейский рынок. Молодые люди стоически держали оборону до самого вылета гостьи в Москву. Я было предположил, что казанские пивовары боятся промышленного шпионажа со стороны немецких конкурентов, но…


Наш дружный смех над этим новым анекдотом стал прощальным аккордом в полифонии самых позитивных впечатлений, с которыми покинула столицу Татарстана очаровательная журналистка наиболее рейтингового телерадиоканала Германии.


* * *


Когда верстался номер, Рут Дикховен сообщила о том, что первый репортаж из серии ее татарстанских радиопубликаций уже вышел в эфир для многомиллионной аудитории “ARD – Das Erste”.


На снимке: Рут Дикховен и ее татарстанские собеседники.Андрей Кобяков.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще