Сберечь ростки федерализма

На днях на кафедре политологии Казанского госуниверситета состоялся “круглый стол” по теме “Современное конституционное развитие Республики Татарстан” с участием политологов-обществоведов казанских вузов.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

На днях на кафедре политологии Казанского госуниверситета состоялся “круглый стол” по теме “Современное конституционное развитие Республики Татарстан” с участием политологов-обществоведов казанских вузов. Организаторами его стали Академия политической науки РТ, Татарстанское отделение Российской ассоциации политической науки и Научный совет по политологии АН РТ. Вел “круглый стол” заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН РТ, профессор М. Фарукшин, выступивший с кратким докладом.


Участники разговора всесторонне и обстоятельно проанализировали вынесенный на обсуждение общественности республики законопроект “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”. Свое внимание они акцентировали на таких моментах, как суть предлагаемых изменений и их преемственность с положениями ныне действующей Конституции, а также оценка будущего Основного Закона после внесения поправок. По мнению докладчика, частичной или полной реконструкции подвергнуты 121 статья нынешней Конституции, потому речь может и должна идти о новой, по сути, Конституции РТ. Более всего преемственность прослеживается в статьях о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, меньше – в статьях, посвященных основам конституционного строя и организации государственной власти. Качественно новое в проекте – ссылки на Конституцию РФ и федеральное законодательство.


Оценивая проект в целом, участники обсуждения сошлись в том, что он представляет собой новый шаг вперед по пути укрепления основ национальной и федеративной демократии, утверждения новых принципов федерализма. Изъяты многие положения, противоречащие Конституции РФ, федеральному законодательству, уточнены и улучшены формулировки целого ряда статей.


Вместе с тем проект, на взгляд ученых, содержит еще ряд противоречивых и спорных положений, требует более тщательной редакционной проработки. Дискуссия за “круглым столом” развернулась, прежде всего, вокруг первой статьи проекта – о статусе Татарстана. По мнению большинства собеседников, предлагаемая проектом редакция статьи вступает в противоречие с решением Конституционного суда РФ от 21 апреля 2001 года и даст повод для новых судебных разбирательств. Уязвимыми кажутся участникам разговора ссылка на Договор между РТ и РФ при обосновании статуса республики и определение “объединенное”, предлагаемое взамен прежнего понятия ассоциированности. Положение об ограниченном суверенитете является верным по существу и соответствует доминирующему в политической и правовой науке взгляду о делимости суверенитета в федеративном государстве. Поэтому требуется, по мнению ученых, иная формулировка этой статьи, тем более что неясна перспектива нынешнего Договора, до истечения срока действия которого остается не так уж много времени.


Проект сохраняет прежнюю структуру исполнительной власти в республике, в то время как по федеральному закону о принципах устройства органов власти в субъектах Федерации высшее должностное лицо субъекта непосредственно возглавляет исполнительную власть.


Сохранено и положение о гражданстве РТ, но, как известно, принятый пока во втором чтении Госдумой РФ проект федерального закона не предусматривает гражданства субъектов России. С учетом этого обстоятельства в “подвешенном состоянии” оказывается и право гражданина Республики Татарстан на участие в избирательном процессе…


С точки зрения политологов, немало оснований для глубоких размышлений и дискуссий таит в себе второй раздел проекта – об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина. Некоторые из участников встречи задавались вопросом: а надо ли включать этот раздел в текст Конституции РТ в таком виде, поскольку часть статей полностью воспроизводит статьи Конституции РФ, а другая часть их сформулирована по-своему, но хуже в сравнении с российскими? Наконец, отдельные права человека и гражданина, закрепленные в Основном Законе РФ (право на достоинство личности и его защиту, право неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, право на защиту доброго имени и чести и некоторые другие), почему-то остались за бортом обсуждаемого проекта.


Целесообразнее, на взгляд участников разговора, было бы исключить этот раздел из текста, оставив ссылку на соответствующий раздел Конституции РФ. А вместо него в главу об основах конституционного строя вписать статью такого примерно содержания: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Республике Татарстан признаются и гарантируются все права, свободы и обязанности человека и гражданина, закрепленные в общепризнанных международных правовых документах, в Конституции Российской Федерации и федеральных законах”.


Наряду с этим, подчеркивали ученые, нельзя упускать из виду коллективные права народов, признанные международным сообществом. Татарстан может подать пример другим в Российской Федерации, включив в свою Конституцию такую примерно статью: “В Республике Татарстан признаются и гарантируются права народов, включая право на самоопределение, право на национальное равноправие, право на сохранение и укрепление этнической идентичности, традиций, образа жизни, право на развитие национальной культуры и языка, право на участие в управлении государством на региональном уровне и своей территории, право на свободное определение собственной конфессиональной принадлежности, право на достойную жизнь, честь и достоинство, на отношения без дискриминации”.


Участники обсуждения обратили также внимание на то, что в проекте новой редакции Основного Закона не предусмотрен механизм защиты прав человека и гражданина, неоправдан акцент на его обязанности. Иные формулировки оставляют возможность двоякого толкования их сути. К примеру, взять статью 57 – о праве граждан на забастовку, как крайнюю меру разрешения трудового спора. В ней, в частности, говорится: “Никто не может быть принужден к участию в забастовке”. А может ли быть в то же время принужден к неучастию в ней? Об этом – ни слова. Возможность такого разночтения не исключена и в ряде других статей о правах и обязанностях.


Предложения, прозвучавшие во время разговора за “круглым столом”, будут обобщены и представлены парламенту республики.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще