Было время, когда в Казани на всех автобусных остановках висели расписания движения городских автобусов с указанием интервалов движения в разное время суток. Потом эти таблички благополучно исчезли, как исчез и какой-либо порядок в данной системе. Недавно журналисты “РТ” провели небольшой эксперимент: постояли в течение часа на оживленных остановках “Даурская” и “Ленинский сад” (причем в час пик). Многочисленные жалобы наших читателей на безобразную работу так называемых социальных автобусов подтвердились: интервал движения на каждом маршруте составляет в среднем 60 минут. К частным и коммерческим “маршруткам” это не относится, то есть получается, пассажиров вынуждают пользоваться именно ими.
На вопрос нашего корреспондента, почему при столь успешном обновлении автопарка (о чем не устают рапортовать высокопоставленные транспортники) социальных автобусов становится все меньше, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Азат Галиахметов на прошедшем во вторник брифинге ответил так:
– Действительно, казанцы недовольны работой городского автотранспорта. Если в 2000 году по этому поводу от жителей Казани поступило 890 жалоб, то в 2001-м – уже 1195. Главная причина в том, что из-за крайне низкого уровня заработной платы из коммунальных унитарных предприятий уволилось огромное число водителей, которые “пересели” в машины частных перевозчиков. Кроме того, в плачевном состоянии находятся сегодня ремонтные автобазы, не укомплектованные профессиональными кадрами. Но, думаю, в текущем году транспортникам столицы будет стыдно работать плохо, поскольку бюджетом-2002 на развитие коммунальных АТП Казани предусмотрено 558 миллионов рублей – несравнимо больше, чем раньше…
Вообще, внутригородское сообщение организовано в 44 населенных пунктах республики. Ежедневно автобусами городских автотранспортных предприятий перевозится почти 2,5 млн. пассажиров. По словам А.Галиахметова, в прошедшем году в республике было закуплено 716 автобусов, 9 трамваев, 25 троллейбусов.
Что касается пригородного автотранспорта, то до 1999 года (в течение предыдущих десяти лет) парк не обновлялся, однако только в 2001 году 33 предприятия корпорации “Татавтотранс” получили 661 автомобиль. Эти цифры сообщил ее генеральный директор Динар Миннуллин. Но опять же – катастрофически не хватает водителей, поэтому руководство “Татавтотранса” вынуждено приглашать специалистов со стороны.
А вообще, за последние три года весь автопарк республики обновился на 41 процент – таких высоких показателей нет ни в одном регионе России, утверждает А.Галиахметов.
Электрический транспорт представлен 588 трамваями и 347 троллейбусами, из них соответственно 189 и 194 имеют стопроцентный износ. Огромная проблема состоит не только в нехватке подвижного состава, но и в сверхнормативном износе трамвайных путей, который составляет 48 процентов.
Несколько лучше обстоят дела с автодорожной сетью, протяженность которой равна почти 21 тыс. километров. В прошлом году на содержание, реконструкцию и строительство дорог общего пользования затрачено 4,7 млрд. рублей. Всего построено и реконструировано 433 и отремонтировано 568 километров дорог, сдано 28 новых мостов.
Однако лишь 16 центральных усадеб и 23 населенных пункта были соединены с райцентрами дорогами с твердым покрытием. Данные цифры не впечатляют, поскольку, по словам заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Мухаммата Гатиятуллина, не имеют твердых подъездов еще 324 центральные усадьбы и 1783 населенных пункта.
План работ на 2002 год составлялся с учетом республиканской программы развития автомобильных дорог до 2005 года. Но средства, определенные на ее реализацию, существенно занизили программные цифры.
К особо важным направлениям работы, намеченным на текущий год, чиновники министерства отнесли продолжение реконструкции челнинской трассы. Как и в прошлом году, планируется сдать в эксплуатацию 10 километров обновленной дороги. Также не забыли о реконструкции автодороги Казань – Ульяновск, строительстве дорог Йошкар-Ола – Зеленый Дол и Сорочьи Горы – Шали. Кроме того, вскоре приступят к реконструкции трассы Казань – Оренбург, которая в прошлом году получила статус федеральной.
Сегодня внимание акцентируется на содержании дорожной сети, на что выделяется 550 млн. рублей (в прошлом году – 440). В основном этим займутся два предприятия – “Татавтодор” и “Татнефтедор”.
Относительно мостового перехода в районе села Сорочьи Горы генеральный директор “Татглавдортранса” Рустем Закиров сказал, что не сомневается: в этом году движение по первой очереди мостового перехода будет открыто. При условии, что запланированные для последующих работ средства в размере 1,35 млрд. рублей мостовики получат полностью.